3 ноября 2015, 12:00

Gett: конкуренция на рынке такси в России велика, оснований для монополизации рынка нет

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Конкуренция на рынке такси в России велика, оснований для монополизации рынка нет. Такую позицию в интервью ТАСС высказал основатель Gett (ранее Get Taxi) Шахар Вайсер, комментируя начатую в августе 2015 года ФАС проверку деятельности сервисов онлайн-вызова такси Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси".

"Конкуренция на рынке такси очень большая, только в Москве отдельных парков такси более 800, у каждого своя служба, каждый из них представлен отдельно в других системах", - пояснил он. В целом в стране работает вообще более 180 тысяч машин, которые занимаются извозом, из них, при этом, в частности, Gett охватывает чуть больше 10% всех такси в России.

Проверки ФАС

Между тем, с лета антимонопольная служба проверяет онлайн-сервисы такси на предмет наличия в их действиях возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства. ФАС направила запросы в компании с просьбой разъяснить механизмы компенсаций, которые выплачиваются водителям, схему взаимодействия с таксопарками.

Однако в конце октября глава ФАС Игорь Артемьев сказал, что не видит оснований для запрета работы в РФ сервисов онлайн-вызова такси. Служба готова реагировать на жалобы и проводить расследование. Поводом для него послужили в том числе ранее инициированные в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании суды, связанные с работой сервиса Uber.

Компанию подозревают в привлечении к работе нелицензированных такси и ряде нарушений в области безопасности перевозок. Во Франции был принят закон, серьезно ограничивающий работу сервиса. На этом фоне замглавы комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов ранее обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить сервисы онлайн-заказа такси из-за возможной неуплаты налогов и коммерческого подкупа партнеров.

Вайсер заверил, что все 20 тысяч такси, с которыми работает Gett, - лицензированные и платят налоги. При этом он отрицает, что компания применяет демпинг. "Технологии позволили оптимизировать существующий рынок транспорта. Такси до прихода на рынок Gett и других подобных сервисов было загружено (то есть когда оно едет с пассажиром), процентов на 20.

То есть таксист зарабатывал только 20% из рабочего времени", - подсчитал Вайсер. Он привел пример стандартного таксопарка в среднем на 100-150 машин, которым надо покрывать, допустим, всю Москву. В таком случае машина едет к пассажиру в среднем 50-60 минут. Тарификация должна была оплачивать все время таксиста, с учетом простоя и пути к пассажиру. С помощью технологий онлайн-сервисов удалось объединить базы такси в ряде крупных городов, что позволило находить ближайшего к пользователю свободного водителя и подавать машину за 5 минут. Загруженность водителя возросла с 20% времени до 40-50%. "Легальное такси снижает нагрузку с парковок, с дорог, наконец, улучшает экологию в городе, так как позволяет меньше использовать личный транспорт", - заключил основатель Gett.

По данным Merku, рынок такси в России, который пока в основном представлен традиционными услугами в этой сфере, оценивается по предварительным данным 2015 г. в $9 млрд. С приходом онлайн-сервисов спрос на использование такси начал расти, и на протяжении 3-4 ближайших лет он может увеличится в 2-3 раза до 15-20 млрд долларов в год, считают в Gett. 

Читайте интервью полностью