Суды начали банкротить россиян
Эксперты ждали, что к первым процедурам банкротства физлиц в России приступят в новом году
МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Арбитражные суды РФ стали выносить первые решения о признании физических лиц банкротами. Житель Бурятии Николай Плахин признан судом банкротом из-за долга, превышающего 7,2 млн рублей, жительница Челябинской области Дарья Расторгуева - 14 млн рублей.
Как следует из судебных материалов, банкротства были инициированы самими должниками.
В настоящее время в отношении Плахина и Расторгуевой введена процедура реализации имущества.
Исключение из правил
Быстрое решение арбитражей Бурятии и Челябинска скорее исключение, чем правило. Эксперты ждали, что к первым процедурам банкротства физлиц в России приступят в новом году.
"Таких определений в российской судебной практике еще практически нет. Мы ожидаем, что они появятся в конце декабря или в январе. У суда с момента получения заявления о банкротстве физлиц есть три месяца на его рассмотрение. Суды осторожничают", - сказал ранее корр. ТАСС вице- президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
Ярославский процесс
Вынести первое решение по делу о банкротстве физлиц в среду обещал арбитраж Ярославской области. Неделю назад он приступил к рассмотрению заявления о банкротстве местного жителя, задолжавшего более 20,4 млн рублей.
"Из-за того, что стороны не смогли предоставить суду часть необходимых документов, процесс перенесен на 18 ноября", - сообщил корр. ТАСС руководитель секретариата председателя суда Павел Синькин по итогам первого заседания по делу.
Собеседник отметил, что во второй месяц работы закона о банкротстве физических лиц число заявлений о личном банкротстве, поступивших в ярославские суды, резко увеличилось. "Если за первую неделю со дня принятия закона было 3-4 заявления, то сейчас их значительно больше", - сказал Синькин.
Воронежская область на стадии реструктуризации долгов
Арбитражные суды Воронежской области, которые одни из первых в России приступили к процедуре реструктуризации долгов в отношении двух местных предпринимателей - Андрея Романенкова и Альберта Абузярова, более осторожны в вопросе вынесения решения по банкротному делу и до сих пор находятся на первом этапе процедуры банкротства.
Банкротство Романенкова и Абузярова было инициировано кредиторами. Суммы долга воронежских бизнесменов составляет 500-520 тысяч рублей. Целесообразность реструктуризации долгов и ее параметры будут определены решением собрания кредиторов каждого из должников (оно должно состояться в течение трех месяцев). Решение собрания должников будет представлено на следующем заседании суда, которое запланировано на весну 2016 года. При одобрении реструктуризации судом должник составляет новый план погашения долгов.
Реструктуризация долга возможна при условии, что у заемщика есть постоянный источник дохода. Если это условие не соблюдено и заемщик неплатежеспособен, его имущество будет продано с молотка. При этом невозможно реализовать единственную квартиру должника (за исключением той, которая находится в залоге под ипотеку), бытовую технику стоимостью до 30 тысяч рублей, наличные деньги в сумме до 25 тысяч рублей, одежду, обувь, продукты питания, призы, награды, грамоты и памятные знаки, домашний скот и птицу, которые разведены для собственного потребления, а также имущество, которое используется в профессиональной деятельности заемщика.
На торгах могут быть реализованы предметы роскоши будущего банкрота, такие как, к примеру, автомобиль, но только при условии, что до работы человек сможет добраться общественным транспортом.
Громкие дела
Наряду с несостоятельными жителями российских регионов арбитражи получили заявления о банкротстве крупных бизнесменов и даже депутатов. Так, арбитражный суд Башкирии 18 ноября рассмотрел первое в России дело о банкротстве депутата Госдумы - Ивана Сухарева от партии ЛДПР. Заявление в отношении депутата было подано Русланом Евсюковым, который через арбитраж пытается взыскать с депутата 4,35 млн рублей.
В числе крупных бизнесменов, ставших фигурантами исков о банкротстве физлиц, стали бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, гендиректор обанкротившегося JFC, ныне руководящий Новосибирским театром оперы и балета Владимир Кехман , владелец "Русьимпорта" Александр Мамедов, бывший вице-президент "Лукойла" Ралиф Сафин (отец певицы Алсу).
Банки не ставят перед собой цель обанкротить бизнесменов. Новый закон они используют в качестве инструмента давления на должников. "В этом случае подача заявления о банкротстве предпринимателя может стать толчком для возврата кредита. Это механизм психологического воздействия на гражданина", - считает Иванов.
Статистика
В октябре - в первый месяц действия закона о банкротстве физлиц - российские суды получили чуть более 2 тысяч заявлений о несостоятельности граждан. Эксперты прогнозировали, что эта динамика сохранится как минимум до конца года. По данным информационного проекта для граждан "ЕслиБанкрот.рф", с 1 октября по 17 ноября суды приняли 4,3 тысячи заявлений о банкротстве физических лиц.
В первый год работы закона специалисты ждут небольшого количества заявлений о банкротстве физических лиц - 20-25 тысяч. Однако в перспективе трех-пяти лет это число может вырасти до 50 тысяч исков о личном банкротстве в год, считает вице-президент ассоциации региональных банков России.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике и инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков отмечал, что это Россию ожидают до 70 тысяч заявлений о личном банкротстве в год.
В то же время, в начале октября он говорил, что официальная статистика по просроченной задолженности физлиц - порядка 7 процентов от общего числа кредитов, что даже меньше, чем доля "просрочки" у предприятий. Критическая величина - 20 процентов, добавлял Иванов.
Между тем, потенциальное количество должников в России в десятки раз выше. Глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ Артур Парфенчиков в конце 2014 года сообщил, что потенциальное число должников, которые могут инициировать в отношении себя процедуру банкротства, в России составляет от 300 до 500 тысяч человек. По оценке Национального бюро кредитных историй (НБКИ), сейчас под условия закона о банкротстве физических лиц попадают до 460 тысяч человек.
Эксперты не уверены, что апокалиптические прогнозы о сотнях тысяч обанкротившихся россиян оправдаются. Этому будут способствовать несколько факторов. Основные - это сложность подачи заявлений о банкротстве физлиц, дороговизна процедуры и психологический фактор. Признание должника банкротом полностью исключит его из финансовой жизни.
"Есть и психологический момент. Я думаю, что многие граждане, понимая, что будут иметь определенные ограничения в связи с получением этого статуса, не побегут в суды, чтобы объявить себя банкротом", - сказал Аксаков.