Рогозин: у РФ есть все возможности, чтобы сделать Севморпуть круглогодичным и всесезонным
Вице-премьер рассчитывает, что механизм частно-государственного партнерства начнет эффективно работать в Арктике
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 декабря. /ТАСС/. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин убежден, что страна обладает всеми возможностями для того, чтобы сделать Северный морской путь (Севморпуть, СМП) круглогодичным и всесезонным.
"Огромные перспективы и огромные преимущества"
"Я считаю, что огромные перспективы и огромные конкурентные преимущества у России именно через Севморпуть, - заявил он на пленарном заседании международного форума "Арктика: настоящее и будущее". - Нам важно, чтобы у нас те структуры и органы, которые отвечают за СМП, и наша администрация Севморпути были не просто констатирующими факт некими органами правления, но они должны быть генераторами идей, они должны вырабатывать предложения по созданию тех технологий, которые позволят Севморпуть сделать круглогодичным и всесезонным".
"У нас для этого есть все технологические возможности", - подытожил замглавы правительства.
По словам Рогозина, амбициозные освоенческие задачи являются приоритетом для РФ наравне с обеспечением мобильности и транспортной доступности. Он отметил, что в модели развития СМП будут увязаны все виды транспортного сообщения: воздушный, речной, железнодорожный и т.д.
Вице-премьер напомнил, что президент в своем послании Федеральному собранию подчеркнул важность конкурентоспособности СМП, который должен стать связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. "Это в два раза более короткий, более доступный и безопасный путь. Там нет никаких сомалийских пиратов, в Арктике", - заметил Рогозин.
Он также обратил внимание на создание собственного ледокольного флота, который даст огромные перспективы для проводки судов по Севморпути.
Повышение конкурентоспособности Севморпути возможно лишь при серьезной модернизации портовой инфраструктуры, также заявил Рогозин на совместном заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии.
"В этих условиях без серьезной модернизации инфраструктуры морских портов, обеспечения их современной логистикой, насыщения энергетическими мощностями, создания современных систем связи, навигации, обеспечения безопасности мореплавания делать серьезную ставку на повышение конкурентоспособности трасс Северного морского пути не приходится", - заявил Рогозин.
Северный морской путь представляет собой транспортную магистраль протяженностью почти 5,5 тыс. км. История освоения началась с первых плаваний поморов в XI-XIII веках. Идея его практического использования была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 году. Путь, проделанный казаком Семеном Дежневым летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь, доказал раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Это самый северный в мире транспортный коридор, который обеспечивает эксплуатацию более ста специализированных транспортных судов ледового класса. Северный морской путь предоставляет России свободный выход в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, связывает Тихий океан и Атлантику. Наиболее труднопроходимым считается участок от Карских ворот до Анадыря. Севморпуть обеспечивает связь 27 субъектов Российской Федерации. На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца. По Северному морскому пути осуществляется перевозка добываемых на Севере нефти и газа, леса. Благодаря этой морской магистрали транспортируется 90% никеля и 65% меди.
О развитии Арктики
Рогозин рассчитывает, что механизм частно-государственного партнерства начнет эффективно работать в Арктике.
"Надеюсь, что со вступлением в силу с 1 января следующего года федерального закона о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в РФ и внесением изменений, которые последуют в соответствующие законодательные акты России, он начнет эффективно работать и в Арктике, а может быть и прежде всего в Арктике", - сказал он.
20 ноября, выступая на совместном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Госкомиссии по вопросам развития Арктики "О законодательном обеспечении социально-экономического развития Арктической зоны РФ", Рогозин заявил, что в Арктике можно реализовать несколько пилотных проектов по новым инструментам госрегулирования. "Возможно, стоит подумать о проведении пилотных проектов по внедрению новых инструментов государственного регулирования (в Арктике), которые также позволят выявить их преимущества и недостатки и оценить финансовые и иные затраты на их применение", - отметил он.
Вице-премьер России также заверил, что восстановление военной инфраструктуры в Арктике направлено не на милитаризацию, а на обеспечение безопасности и создание спокойных условий для людей.
"Восстановление военной инфраструктуры на территории арктического макрорегиона направлено не на милитаризацию Арктики, а на создание благоприятных, я бы сказал спокойных, условий для жизни и работы людей", - сказал он.
По словам зампреда правительства, восстановление военной инфраструктуры благосклонно скажется на развитии экономики региона в целом, а также на экономическом сотрудничестве.