Все новости

Новые правила обмена валюты могут подтолкнуть людей проводить операции через интернет

Чтобы идентифицировать новых клиентов по всем правилам, банкам придется затратить определенное время, что удлинит проведение валютно-обменных операций

МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Банки и обменные пункты с понедельника стали обменивать валюту на сумму свыше 15 тыс. рублей по новым правилам, по которым с клиента в обязательном порядке потребуют паспорт и будут заполнять анкету. Для граждан, пришедших в банк впервые, процедура обмена валюты может растянуться по времени. В результате, новые правила могут подтолкнуть клиентов обменивать валюту через интернет, а банки уводить обменники в "тень", где можно будет нарушать правила.

Чтобы идентифицировать новых клиентов по всем правилам, банкам придется затратить определенное время, что удлинит проведение валютно-обменных операций. Чтобы не тратить время на обмен валюты в очередях, граждане могут начать обменивать ее в дистанционных банковских каналах.

"Новые правила обмена валюты могут подтолкнуть граждан к тому, чтобы совершать валютообменные операции через интернет-банк или другие каналы самообслуживания. У нас уже сейчас, по нашей статистике, более 30% операций происходит в интернет-банке. А этот шаг еще подхлестнет", - отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

В банке "Хоум Кредит" сообщили, что на осуществление валютно-обменных операций с использованием дистанционного управления счетами дополнительной идентификации не требуется.

Пока новые правила действуют в разных банках по-разному

В отделении Сбербанка, расположенном на Славянском бульваре, у корреспондента ТАСС, пожелавшего обменять валюту на сумму свыше 15 тыс. рублей, попросили только паспорт. Заполнять самостоятельно анкету или ставить подписи на каких-либо документах не пришлось, а обмен валюты занял 1,5 минуты. При этом операционист сказал, что меняет валюту по старым правилам. Стоит отметить, что корреспондент уже является клиентом Сбербанка.

В отделении банка Авангард обмен валюты занял четверть часа. Корреспонденту, который не является клиентом банка, пришлось пройди двойную идентификацию и у операциониста, и у кассира. Анкету на клиента кассир заполняла самостоятельно: девушка внесла в анкету паспортные данные, в том числе регистрацию, и попросила номер мобильного телефона. Затем пришлось идти к операционисту банка, которая отсканировала паспорт, заверила подписью и печатью. С этим сканом пришлось вернуться в кассу, отстоять очередь, затем подписать справку об обмене валюты и затем обменять деньги. Весь процесс занял 14 минут, кассир сказала, что в следующий раз все будет быстрее, поскольку паспортные данные уже в базе и ничего сканировать не придется.

Банки подстраиваются под новые правила

Как отметили в пресс-службе Сбербанка, новые правила устанавливают единые требования к идентификации клиентов при проведении наличных валютных операций. Отменяется процедура упрощенной идентификации, которая ранее применялась для сумм от 15 тыс. до 600 тыс. рублей. В пресс-службе банка ВТБ24 сообщили, что вступившие в силу с 27 декабря 2015 года новые правила ЦБ РФ по идентификации банками клиентов не предусматривают дополнительных сложностей при обмене наличной валюты в офисах ВТБ24.

"Для совершения операции им по-прежнему будет необходим только паспорт. Новые требования ЦБ скажутся только на внутренних процедурах банка, связанных с обработкой информации о клиенте в соответствующих регистрах", - отметили в пресс-службе.

В большинстве случаев клиенту не придется самостоятельно заполнять каких-либо анкет, за них это сделают сотрудники банка. Об этом ТАСС сообщили в Абсолют-банке, Райффайзенбанке, Промсвязьбанке. Хотя бывают и исключения. В ЮниКредитБанке сказали, что будут предлагать клиентам самостоятельно заполнять анкету, но при необходимости это может сделать сотрудник банка с последующим заверением клиентом собственноручной подписью. В случае отказа клиента заполнить анкету банк вправе будет отказать клиенту в обмене валюты, отметили в ЮниКредитБанке.

Новые правила обмена валюты в первую очередь скажутся на новых клиентах банков, впервые зашедших в отделение. Так, в Промсвязьбанке ТАСС сообщили, что анкету необходимо будет заполнять только для новых клиентов, для старых будет происходить плановое обновление сведений, не реже одного раза в год.

По мнению начальника управления операционного обслуживания Абсолют-банка Екатерины Сиротиной, приоритетом в выборе канала обслуживания останется выгодный для клиента курс валюты. "Так, клиенты будут отдавать предпочтение тому каналу, в рамках которого курс будет более привлекательным",- отметила Сиротина. По ее мнению, для клиентов нововведения незначительно увеличат скорость проведения операции в отделениях банка - на 1-2 минуты.

В свою очередь глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян опасается, что усложнение процедуры обмена валюты может привести к тому, что банки будут уводить валюто-обменные операции в "теневую" и "серую" зону. "Об этом мало кто думает. К этому надо подходить профессионально, а не просто предлагать все зарегулировать. Банки понимают, что это усложняет их работу", - отметил Тосунян.