Участники рынка: ритейл включился в ЕГАИС, но учет алкоголя в рознице требует доработки
Согласно действующему законодательству, розница будет подключена к ЕГАИС только с 1 июля, однако с 1 января должна фиксировать в системе закупки у оптовых компаний
МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Включение продавцов алкоголя в систему ЕГАИС (создана для госконтроля за оборотом алкоголя) не привело к срыву поставок алкоголя в рознице, однако система отработана не до конца и порой "зависает". А некоторым игрокам рынка пришлось вводить значительный объем данных в ручном режиме. Об этом заявили ТАСС участники розничного рынка, комментируя свои впечатления от включения с 1 января 2016 года оптового звена в систему ЕГАИС.
Согласно действующему законодательству, розница будет подключена к ЕГАИС только с 1 июля, однако с 1 января должна фиксировать в системе закупки у оптовых компаний.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), многие ритейлеры в начале года столкнулись с проблемой: необходимостью ввода информации о реализуемом алкоголе в ручном режиме. "Мы связались с крупнейшими компаниями - были небольшие проседания (в работе системы) в первых числах января. Довольно большие объемы информации приходилось вводить вручную" - сообщил глава президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, добавив, что ассоциация общалась по этому поводу с X5 и "Магнитом". При этом проблема коснулась не только товарных остатков (в системе надо зафиксировать весь нераспроданный до 1 января алкоголь), но и новых отгрузок продукции. Однако " катастрофы нет" и к перебоям с поставками алкоголя данная ситуация не привела, заверил Ломакин-Румянцев.
В компании Х5 Retail Group ТАСС сообщили, что в полностью автоматическом режиме компании удалось ввести в систему лишь 20 процентов продукции.
"20 процентов общего объема поставленной производителями продукции было учтено полностью в автоматическом режиме, когда ЕГАИС оперативно подтверждала регистрацию на всех этапах поставки. Остальная часть была принята с дополнительными проверками в ручном режиме, на которые в начале месяца уходило от нескольких часов до суток", - рассказали в пресс-службе компании.
Впрочем, другие ритейлеры проблем с включением в систему учета алкоголя не испытывают. "Сбоев в работе ЕГАИС нет, иногда система работает медленно, наверное, можно сказать, "зависает", но приемка идет без сбоев", - сообщила представитель Metro Cash&Carry в РФ Оксана Токарева.
О том, что система функционирует в рабочем режиме, заявили и в сети "Дикси". "Значимых сбоев, которые сказывались бы на представленной продукции на полках, нет. При этом ведутся мелкие доработки, закрывающие нестандартные случаи. В целом можно считать запуск проекта успешно состоявшимся", - считает директор по внешним коммуникациям сети Екатерина Куманина.
Система требует доработки
В то же время, многие ритейлеры сходятся во мнении, что система требует дальнейшей доработки. Как рассказал ТАСС источник в одной из торговых сетей, в ходе эксплуатации выявились недостатки.
Например, разработчики забыли про мультипаки (контейнерная упаковка товара, содержащая несколько единиц товара - прим.ред.). "Мультипаки по ЕГАИС "не бьются" с нашими системами - докручиваем", - рассказал собеседник агентства.
В данном контексте ритейлеры очень надеются на принятый правительством переходный период - к продавцам алкоголя до 20 апреля 2016 года не будут применяться штрафные санкции в случае каких-то проблем с работой в системе ЕГАИС. "Тестовый режим должен позволить исправить все выявляемые ошибки и перейти к полностью автоматизированному взаимодействию сторон до конца марта 2016 года", - рассчитывают в Х5 Retail Group.
Росалкогольрегулирование обнаружило непонимание
Официальный представитель Росалкогольрегулирования (РАР) Александр Куликов сообщил ТАСС, что в течение новогодних праздников на горячую линию по вопросам работы ЕГАИС поступило более 5 тысяч звонков. Все вопросы фиксируются, в случае большого количества сходных вопросов ответы на них размещаются на сайте агентства, заверил Куликов. Комментируя тему о необходимости "вбивания" сведений вручную, представитель РАР отметил, что существует возможность досылки тех накладных, которые ранее направлялись в бумажном виде. К примеру, производитель может направить оптовику все накладные в электронном виде.
"Те, кому приходится "вбивать" вручную,… по всей видимости, не понимают работу системы. Надо попросить своих контрагентов прислать все накладные в электронном виде и тогда отпадет необходимость помарочного сканирования", - заявил Куликов, отметив, что в РАР неоднократно говорили об этом на всех встречах с представителями алкогольного рынка. "Если у отдельных представителей рынка такая проблема существует, мы готовы объяснить пути ее решения", - заключил Куликов.
По данным РАР, к системе ЕГАИС в настоящее время подключено 1 тыс. 410 оптовых компаний - это 98,5 процента из действующих в РФ оптовых организаций.