ВАРШАВА, 4 февраля. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский на встрече с послом РФ в республике Сергеем Андреевым попросил российскую сторону с вниманием отнестись к возникшей между двумя странами проблеме в сфере автоперевозок. Об этом он заявил в четверг журналистам у здания ведомства после коротких переговоров с российским послом.
"Я обратил внимание на проблемы наших транспортников и попросил с вниманием подойти к этому вопросу, так как теряют обе стороны", - указал он, подчеркнув, что переговоры следует ускорить.
По словам Ващиковского, другие темы двусторонних отношений не обсуждались. Договоренностей о новых контактах не достигнуто.
Андреев, в свою очередь, указал, что "это была обычная рабочая встреча". "Будем работать дальше", - отметил он. "Нам бы хотелось, чтобы наши отношения в будущем были лучше", - добавил посол.
Переговоры по автоперевозкам
В Варшаве накануне безрезультатно завершились российско-польские переговоры по объемам грузоперевозок.
Как сообщил корр. ТАСС заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, следующий раунд переговоров пройдет в России в соответствии с межправительственным соглашением. "Как только польская сторона осмыслит ситуацию и будет готова, мы будем рады их принять", - сказал он по итогам встречи с польским коллегой, заместителем министра инфраструктуры и строительства Ежи Шмитом.
Касаясь возможных сроков завершения диалога, Асаул сообщил, что "переговоры продолжаются, идет сближение позиций". "Если с польской стороны не будет понимания, переговоры могут затянуться на неопределенный срок. Тогда мы будем активно фрахтовать паромы и идти в обход Польши", - добавил он.
Позиция России
По словам замминистра, на встречах российская делегация "выслушала предложения польской стороны по поводу упрощения положений российского законодательства". "Мы пошли им навстречу, согласились их откорректировать, однако несмотря на это, согласия о количестве разрешений достигнуть не удалось даже на двухмесячный период", - отметил Асаул. "Поляки все равно требуют многократного увеличения квоты своих разрешений, - подчеркнул он. - Эти цифры неприемлемы".
Асаул указал, что больше ни с одной страной таких сложностей у РФ нет. "Со всеми государствами обмен произошел. Пока только в Турции в посольстве лежат разрешения, но они скоро ответят. По другим странам у нас ничего такого не намечается", - сказал он.
Мнение польской стороны
"Это были сложные переговоры, которые, к сожалению, завершились договоренностью о новой встрече. Мы были близки к согласию, но проблемы начались, когда мы дошли до деталей", - сказал в свою очередь на брифинге заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит.
"Россия ввела новое право, которое крайне невыгодно и фактически вытесняет польских перевозчиков с рынка. Мы пытались договориться, чтобы эти неудобства были меньше. Предложения российской стороны не могут быть приняты нашими транспортниками", - изложил позицию Варшавы Шмит, пояснив, что тогда 85% из них не смогут работать на российском рынке.
При этом, по словам Шмита, стороны пришли к соглашению по ряду пунктов переговоров, что поможет довести до окончательного решения вопрос о грузоперевозках между двумя странами. "Представители РФ заверили, что право будет изменено в течение двух месяцев. Кроме этого, мы начнем работать над новым соглашением. Однако мы не согласовали переходное число разрешений, которое могло бы использоваться нашими перевозчиками", - отметил он. Как утверждает Шмит, "российская сторона потребовала такое количество разрешений, которое не отвечает их нуждам".
По его словам, Польша в ближайшее время представит российской стороне свою позицию, "чтобы как можно скорее приступить к переговорам и завершить их заключением прочного соглашения". "Российские предложения касались переходного периода, а мы хотим окончательных и однозначных договоренностей, которые позволят нашим перевозчикам и нашей экономике функционировать в стабильных условиях. Этого наши российские партнеры пока не смогли нам гарантировать", - заявил он.
Шмит также напомнил, что движение товаров между Россией и Польшей полностью не остановлено, так как существует небольшая квота многократных разрешений, а также движение на линии Польша - Белоруссия.
Ход переговоров
Переговоры в рамках Смешанной комиссии по сотрудничеству в сфере международных автомобильных перевозок стартовали в Варшаве на уровне экспертов 1 февраля. Третий день переговоров прошел накануне с участием заместителей министров.
1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Сторонам заранее не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, поэтому водители грузовиков двух стран с начала текущего месяца не могут пересекать границу. Переговоры затянулись, так как Польша была недовольна принятием в РФ законодательных и нормативных актов, упорядочивающих контроль за осуществлением на российской территории международных автоперевозок иностранным автотранспортом, в том числе перевозок грузов третьих стран.
По мнению российской стороны, новое законодательство устранило имевшиеся недостатки в национальной нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих государств в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки. Польская сторона опасается, что эта норма ограничит перевоз товаров, произведенных на территории Польши компаниями, зарегистрированными в других странах.
Как сообщил журналистам ранее глава польской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Ян Бучек, после подписания соглашения перевозки могут возобновиться уже на следующий день. "Перевозки сразу возобновятся, так как наши разрешения уже подготовлены, а российские находятся в посольстве РФ в Польше. Это вопрос техники", - отметил он.
Тем временем, как информируют местные эксперты, каждый день простоя обходится польскому транспортному сектору в 6 млн злотых (1,5 млн долларов). По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, ранее в РФ из республики ежедневно въезжали около 600 грузовиков. Каждый из них в среднем зарабатывает на перевозке товара €2,5 тысячи в сутки.