4 марта 2016, 07:05

Глава ФГК: компания ожидает убыток по РСБУ по итогам 2015 года до 8,5 млрд рублей

По словам генерального директора компании Алексей Тайчера, в основном на финансовый результат повлияли низкие ставки на рынке грузовых перевозок

МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Чистый убыток АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, 100-процентная дочерняя компания ОАО "РЖД") по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по итогам 2015 года может составить около 8,5 млрд рублей, сообщил журналистам генеральный директор компании Алексей Тайчер.

Убыток ФГК по итогам 2014 года составил 3,6 млрд рублей.

По словам Тайчера, в основном на финансовый результат повлияли низкие ставки на рынке грузовых перевозок.

"На этот год задача стать безубыточными", - подчеркнул глава ФГК.

Кроме того, Тайчер сообщил, что в этом году будет разработана стратегия развития ФГК до 2020 года. "Есть модель рынка, которая должна быть принята в ближайшее время. Исходя из модели рынка, надо принимать стратегию развития ФГК, потому что она должна опираться на модель рынка. Сейчас пока есть тактика: операционная эффективная компания, которая способна выжить, воспроизводить основные средства и оказывать услугу своим клиентам, как можно больше, как можно эффективней по цене", - сказал глава ФГК. По его словам, стратегия должна быть сформулирована в течение четырех месяцев после выхода целевой модели рынка железнодорожных перевозок. Ранее сообщалось, что этот документ может быть подготовлен до конца первого квартала 2016 года.

Инновационные полувагоны

Также Тайчер отметил, что ФГК планирует в 2016 году приобрести 4 тыс. инновационных полувагонов.

"Инвестпрограммой ФГК на 2016 год предусмотрена покупка 4 тыс. полувагонов", - сказал глава ФГК.

По его словам, вероятно, что открытый конкурс на поставку подвижного состава будет разбит на несколько лотов. "В ближайшей перспективе планируем купить порядка 300 вагонов. Мы планируем покупать инновационные вагоны. 300 вагонов компания безусловно купит, остальные - в зависимости от того, как будет развиваться ситуация", - отметил Тайчер.

"Если мы 4 тыс. вагонов будем покупать, мы будем заимствовать, потому что это минимум 8 млрд рублей. Поэтому, конечно, мы будем финансироваться извне. Самый понятный пока и доступный способ - это лизинг, поэтому, скорее всего, это будет лизинговая сделка", - пояснил он.

Работа на территории Украины

Тайчер заявил, что ФГК продолжает работать на территории Украины в нормальном режиме.

"Представительство (на Украине - прим. ТАСС) есть, представительство работает, свой бюджет выполняет и погрузку делает", - сказал он.

ФГК также имеет представительство в Казахстане. По словам Тайчера, компания пока не планирует открывать филиалы в других странах.

Ранее другой крупный российский железнодорожный оператор - Первая грузовая компания Владимира Лисина - вывел все вагоны своей украинской "дочки", находящийся под санкциями, с территории Украины.

В санкционный список, опубликованный в сентябре 2015 года на сайте президента Украины, вошла ПГК и ее украинская "дочка" - ООО "ПГК в Украине" (ПГКУ), доля в консолидированном грузообороте ПГК составляет около 2,5%. Согласно документу, компаниям запрещается осуществлять перевозки и транзит по территории Украины. ПГК заявляла, что будет взаимодействовать с Укрзализныцей для выработки плана дальнейшей работы.

Минтранс РФ заявлял, что исключение на Украине из рабочего парка порядка 5 тыс. вагонов может привести к дефициту вагонов на внутреннем рынке Украины и росту ставок на перевозку грузов.

Управление РЖД

Тайчер отметил также, что Федеральная грузовая компания с 1 марта 2016 года вернула свои вагоны из-под управления Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) и получила в управление полувагоны "УВЗ-Логистик" - транспортной "дочки" корпорации "Уралвагонзавод". 

"Эта передача произошла - с 1 марта всем парком полувагонов ФГК и теми, которые были в управлении "УВЗ Логистик", управляет Федеральная грузовая компания самостоятельно. До этого был агентский договор, то есть определяли коммерческие условия перевозок и управляли вагонами РЖД - сейчас коммерческая и производственная функции полностью возвращены ФГК, то есть ФГК - полноценный оператор", - отметил он.

"УВЗ-Логистик" в ноябре 2015 года передала около 30 тыс. полувагонов в управление ЦФТО. Кроме того, в управлении ЦФТО находилась 91 тыс. полувагонов собственности ФГК. Таким образом, парк в управлении РЖД насчитывал около 120 тыс. полувагонов, что составляет примерно треть от общего парка полувагонов в РФ.

По словам Тайчера, следующий шаг в отношении парка "УВЗ-Логистик" - его передача в аренду ФГК. "Это отличается от управления тем, что ставки уже фиксированные, и наши обязательства перед "УВЗ-Логистик" тоже фиксированы, независимо от того, как мы сработали. Для заключения договора аренды нужно одобрение банков-кредиторов - это Сбербанк и Газпромбанк, которые финансируют "УВЗ Логистик" - и одобрение Федеральной антимонопольной службы", - сказал глава ФГК.

Он отметил, что необходимость согласования сделки с ФАС обусловлена, в частности, тем, что в аренду передаются 100% вагонов компании.

Тайчер пояснил, что передача вагонов "УВЗ-Логистик" в аренду ФГК не влияет на возможность УВЗ продать оператора. "УВЗ может спокойно продать "УВЗ Логистик" кому угодно, и, соответственно, новый собственник тогда будет получать арендные платежи", - сказал он. При этом ФГК рассматривает вариант покупки компании. "Третий шаг, о котором мы думаем и ведем переговоры, в котором ищем возможность найти выгодную для ФГК сделку - это покупка "УВЗ Логистик". Путь еще достаточно длинный, говорить о том, что есть какие-то согласованные условия сделки рано", - добавил Тайчер.

ООО "УВЗ-Логистик" основано в 2010 году, входит в транспортную группу корпорации "Уралвагонзавод". Осуществляет железнодорожные грузоперевозки. 50% акций УВЗЛ владеет структура "УВЗ" - ЗАО "Уральская большегрузная техника- УВЗ", 30% у ООО "Альтцина" (Москва), 10% у ООО "Транском- Урал" (Нижний Тагил), 6% у ООО "Химсовинвест" (Москва), 4% у ООО "Транс- Капитал" (Москва).

Увеличение парка вагонов

Тайчер заявил, что ФГК рассчитывает в 2016 году занять до 30% рынка грузовых железнодорожных перевозок с общей численностью парка 120-150 тыс. единиц. 

По его словам, за 2015-2016 гг. ФГК ожидает выбытия 50 тыс. вагонов в связи с истечением срока службы.

"Если получится не только заместить (выбывшие вагоны - прим.ред.), но и разумно подрасти, то мы своим пределом видим присутствие на рынке около 30%, как ориентир. Мы по этому году видим 120-150 тыс. вагонов с учетом привлеченных ранее по долгосрочным договорам аренды и планируемых к привлечению в этом году", - сказал Тайчер.

На сегодняшний день парк ФГК насчитывает 125 тыс. вагонов. Компания с 1 марта вернула свои вагоны из-под управления Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) и получила в управление около 30 тыс. полувагонов "УВЗ-Логистик" - транспортной "дочки" корпорации "Уралвагонзавод". На следующем этапе предполагается оформить вагоны "УВЗ-Логистик" в аренду.

Тайчер отметил, что в текущих условиях аренда является наиболее привлекательным способом наращивания парка. По его словам, ФГК интересна аренда от 1 тыс. вагонов и более.

"Ведем переговоры с "Трансгарантом", ведем переговоры с Brunswick Rail - с теми, у кого есть значительное количество полувагонов - от 1 тысячи и больше. С ГТЛК мы тоже переговоры ведем, но пока от них предложений не получали", - сказал он.

Комментируя информацию о консолидации парка лизинговых компаний на базе ФГК, Тайчер сказал, что никаких переговоров, в частности, с 'ВЭБ-лизингом" компания сейчас не ведет. Однако, по его словам, "в случае развития негативного развития ситуации вокруг "ВЭБ-Лизинга" ФГК и ГТЛК должны будут представить свои предложения. "Если до этого дойдет, то дадим такое же предложение, как остальным - взять вагоны в аренду на краткосрочной или долгосрочной основе", - отметил он.

АО "Федеральная грузовая компания" начало хозяйственную деятельность в 2010 году. Основным видом деятельности ФГК является предоставление собственного подвижного состава под перевозки, а также оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг. Вагонный парк ФГК насчитывает 125 тыс. единиц подвижного состава. Объем перевозок в 2015 году вырос на 2,2% до 165,5 млн тонн.