МОСКВА, 10 марта. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Представители российских властей опровергли сообщения о намерении миллиардера Аркадия Ротенберга приобрести долю в национальном авиаперевозчике "Аэрофлот" и поставили под сомнение возможность приватизации компании в 2016 году.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал "не обращать внимания" на материал британской газеты Financial Times, в котором сообщается, что Ротенберг намерен приобрести 25% акций "Аэрофлота" в ходе приватизации.
В частности, газета со ссылкой на неназванные источники написала, что президент России Владимир Путин "одобрительно смотрит" на попытку Ротенберга приобрести долю в компании, рыночная стоимость которой составляет 69 млрд руб.
"Мы неоднократно призывали вас не обращать внимание на подобные материалы, которые часто публикуются: о том, что президент распоряжается Фондом национального благосостояния, что президент принимает единоличные решения о том, какие активы продавать, какие нет", - заявил Песков.
"Это не соответствует действительности. Вы знаете о тех обсуждениях, которые ведутся относительно возможных приватизационных процессов, вы знаете о существовании различных точек зрения на этот счет, но это не единоличная прерогатива президента", - добавил пресс-секретарь главы государства.
Намерения Ротенберга приобрести почти половину пакета акций "Аэрофлота" в публикации Financial Times опроверг представитель миллиардера. Как именно планируется оформить сделку, газета не сообщает. Интерес Ротенберга к приобретению доли в "Аэрофлоте" также опроверг министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, Ротенберг, как и другие инвесторы, не проявлял интереса к пакету "Аэрофлота". При этом Соколов считает, что приватизация "Аэрофлота" не может быть проведена в 2016 году. "Уложиться (с приватизацией) в параметры 2016 года очень проблематично", - сказал он в интервью агентству Bloomberg.
Зачем инвестору под санкциями "туда входить - непонятно"
По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, интерес Ротенберга может только навредить "Аэрофлоту". "Я бы не торопился бы влезать в этот актив, потому что он (Ротенберг) под санкциями. Мы тогда и сам актив ставим в сложное положение, там могут возникнуть трудности", - сказал Шохин.
Он считает, что "Аэрофлот" по определению транснациональная компания, которая выходит на рынки многих стран. "Зачем любому инвестору, находящемуся под санкциями, туда входить - непонятно", - заявил Шохин.
Евросоюз ввел санкции против Ротенберга в конце июля 2014 года в связи с ситуацией на Украине. В сентябре 2014 году власти Италии арестовали имущество миллиардера на сумму €30 млн евро.
По данным на 14 января 2016 года, контрольный пакет акций "Аэрофлота" (51,17%) принадлежит государству в лице Росимущества. Еще 34,57% акций компании хранятся в Национальном расчетном депозитарии. Это номинальный владелец акций, фактические владельцы этих акций не раскрываются. Дочка "Аэрофлота" - "Аэрофлот-финанс" - владеет пакетом квазиказначейских акций в размере 4,47%. Государственная корпорация "Ростех" контролирует 3,26% акций.
Как следует из списка аффилированных лиц, гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев является держателем 0,121% акций компании. Также незначительные пакеты акций есть и у членов правления компании Василия Авилова, Владимира Антонова, Кирилла Богданова, Игоря Парахина, Игоря Чалика.
Никакую приватизацию объявлять не стоит
По итогам торгов Московской биржи 9 марта, рыночная стоимость 25% акций "Аэрофлота" составила 17,34 млрд руб. Планы приватизировать "Аэрофлот" у правительства в той или иной форме существуют с начала 2000-х годов. В 1994 году "Аэрофлот" был частично приватизирован, после чего доля государства составила 51%.
В 2004 году "Аэрофлот" был включен в план приватизации, но позже было принято решение об исключении компании из этого списка. В 2009 году в интервью "Ведомостям" Савельев говорил, что окончательное решение по приватизации "Аэрофлота" останется за правительством, но, по его мнению, "никакую приватизацию объявлять не стоит, тем более в кризис".
Наиболее серьезными планы по продаже госпакета авиакомпании выглядели в 2013-2014 годах. В 2013 году глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов сообщал, что "Ростех" хотел бы выкупить блокирующий пакет акций "Аэрофлота", чтобы увеличить количество отечественных самолетов в парке перевозчика. Тогда же Чемезов говорил, что российское правительство позитивно восприняло его предложение.
Правда, говорил глава "Ростеха", схема приватизации на тот момент не была утверждена. В том же 2013 году глава Росимущества Ольга Дергунова заявила, что ее ведомство поддерживает идею превратить "Аэрофлота" в максимально публичную компанию. Росимущество в 2013 года также включило "Аэрофлот" в план приватизации на 2016 год. Тогда же Савельев говорил, что до 2016 года приватизировать "Аэрофлот" нецелесообразно.
Планировалось, что сначала государственный пакет будет сокращен до 50%, то есть будут распроданы доли "Ростеха" и "Аэрофлот-финанса". В середине 2014 года авиакомпания на сайте госзакупок объявила тендер на услуги инвестиционного банка, который бы смог организовать размещение пакета акций в размере от 7% до 10% уставного капитала.
Главным воздушным хабом авиакомпании "Аэрофлот" является аэропорт Шереметьево, который сейчас проходит процедуру консолидации. Согласно февральскому постановлению правительства, доля государства в аэропорту составит 31,56%, остальное - у компании "Шереметьево Холдинг". Последнюю полностью контролирует зарегистрированная на Кипре TPS Avia Holding, которая принадлежит структурам Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.
По утверждению источников Financial Times, приобретение доли в "Аэрофлоте" было бы логичным шагом для Ротенберга, с точки зрения увеличения его влияния на рынок авиационных перевозок.