16 марта 2016, 11:14

Исполнилось 80 лет со дня выпуска первой серийной легковушки СССР

Автомобиль ГАЗ-М1. Антон Новодережкин/ ТАСС, архив
Автомобиль ГАЗ-М1
Легендарная "эмка" была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 16 марта. /Корр. ТАСС Михаил Селиванов/. Восемьдесят лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 ("эмка"). Об одном из символов советской эпохи корреспонденту ТАСС рассказала директор Музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

"Она стала символом советского автопрома, который заявил о себе и смог создать такой комфортабельный для того времени автомобиль. Ей писались стихи, ее снимали в кино, использовали в хозяйстве, с ней жили", - отметила собеседница.

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому "М-1" в названии автомобиля расшифровывалось как "Молотовец-1".

"Этот автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам и водителям, и они в просторечии его стали называть "эмка", "эмочка", а "Молотовец" не прижился", - отметила директор.

Первый во всем

По словам Колесниковой, "эмка" занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик "эмки" и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь "эмки" проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100-105 км/ч.

"В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году вместе с другим символом СССР той эпохи - "Рабочим и колхозницей", - сказала директор.

Прорыв в автомобилестроении

Во время проектирования "эмки" рождалась советская конструкторская школа, которая затем послужила толчком развития легкового автомобилестроения в СССР.

"К примеру, Анатолий Кригер, который принимал участие в создании автомобиля, потом стал главным конструктором ЗИЛа. Александр Кириллов, который занимался проектированием кузова "эмки", стал замом главного конструктора завода АЗЛК, Юрий Сорочкин был потом главным конструктором ПАЗа и ЗАЗа", - отметила Колесникова.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось.

"Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ- А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа", - добавила собеседница.

С момента выпуска и до середины 40-х годов "эмка" была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля - цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу для чиновников и номенклатуры.

"Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги. К примеру, подарили Стаханову", - сказала Колесникова.

Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа"
Наталья Колесникова
директор Музея истории ГАЗа

Автомобиль маршалов Победы

Во время войны "эмка" была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную "эмку" ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации "эмки" - БА-64 и БА64Б.

"У водителя Жукова, который ездил на ГАЗ-61, есть такая фраза: "В войну трактора стояли, а мы ехали" - это говорит о том, что у нее практически не было препятствий", - отметила собеседница.

С началом войны все владельцы "эмок" по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного.

Строки "эмке" в своем произведении "Песенка военных корреспондентов" посвятил Константин Симонов: "Есть, чтоб выпить, повод - За военный провод, За "У-2", за "эмку", за успех".

Большое семейство автомобилей

"Эмка" стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

"Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме "Светлый путь", где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле - это тоже "эмка", - отметила Колесникова.

Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме "Светлый путь", где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле - это тоже "эмка"
Наталья Колесникова
директор Музея истории ГАЗа

"Ошибочное мнение, что "эмка" - это "Черный воронок". Это не так. "Воронком" называли фургон либо маленький автобус, который использовали при арестах. "Эмка" косвенно принимала участие в репрессиях. На ней, конечно, могли арестовать высокого партийного чиновника, но массово, конечно же, нет", - подчеркнула директор музея. - Все же это светлый символ советской эпохи, символ прорыва нашего автомобилестроения".

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.

Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций "эмок".