Эксперты: захват самолета негативно повлияет на возобновление авиасообщения РФ с Египтом

EPA/ KATIA CHRISTODOULOU
Инцидент свидетельствует о том, что египетские власти пока не справились с решением проблемы обеспечения безопасности в аэропортах

МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Захват воздушным пиратом авиалайнера авиакомпании EgyptAir - свидетельство того, что египетские власти пока не справились с решением проблемы обеспечения безопасности в аэропортах. Этот инцидент, по мнению опрошенных ТАСС российских экспертов, скорее всего, негативно скажется на перспективе возобновления полетов между РФ и Египтом, которые были прекращены после крушения в результате теракта в октябре 2015 года российского авиалайнера, совершавшего рейс Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург.

Египетский авиалайнер А320 авиакомпании EgyptAir, следовавший по внутреннему маршруту Александрия - Каир, был захвачен утром 29 марта и по требованию угонщика совершил посадку в аэропорту Ларнака на Кипре. После многочасовых переговоров воздушный пират, которым оказался египтянин по имени Сейф ад-Дин Мустафа, согласился освободить всех пассажиров и членов экипажа и сдался властям. Ему предъявлены обвинения в пиратстве, незаконном владении взрывчатыми веществами, похищении людей и терроризме.

Пока с задачей не справились

Египетские власти, серьезно занявшиеся после инцидента с российским лайнером проблемой безопасности полетов, со своей задачей пока не справились, считают эксперты.

"Безопасность в данном случае зависит от контроля в аэропорту вылета, - сказал ТАСС председатель подкомитета по воздушному транспорту комитета по транспорту Госдумы Андрей Андреев. - Этот захват перечеркнул все усилия специалистов по обеспечению безопасности полетов. Полагаю, что властям Египта нужно еще раз более тщательно подойти к жесткому соблюдению международных норм безопасности воздушных перевозок".

На внутренних авиарейсах в Египте меры безопасности сведены к минимуму, рассказал СМИ один из пассажиров угнанного авиалайнера. По его словам, в аэропорту Александрии у пассажиров даже не проверяли документы. СМИ отмечают также, что воздушному пирату удалось безо всяких помех пронести в самолет муляж взрывного устройства. Примечателен и тот факт, что переговоры с угонщиком вел не находившийся на борту офицер безопасности, а старшая стюардесса, которая в итоге и убедила Мустафу сдаться.

"Все-таки пока проблемы безопасности в египетских аэропортах решить не удалось, - сказал, комментируя эти данные, ведущий научный сотрудник Академии при президенте РФ (РАНХиГС) Андрей Коротаев. - Арабские аэропорты вообще всегда были известны своей безалаберностью. Но египетские власти вроде бы действительно собрались наводить порядок, ведь финансовое положение Египта тяжелейшее, и деньги от туризма нужны катастрофически. Несмотря на то, что президент дал указание сделать все для наведения порядка, египетские власти с этой проблемой пока не справились".

Полеты на курорты откладываются

"На мой взгляд, данное происшествие негативным образом может сказаться на перспективе официального возобновления полетов между РФ и Египтом, - полагает Андреев. - Возобновление авиарейсов в республику Египет - это же не только в курортные города, но и во все аэропорты".

"Прокол колоссальный, - полагает Коротаев. - В связи с этим следует ждать задержки возвращения турпотока в Египет, как это ни печально".

"Что касается уровня безопасности полетов, то слабости, может быть, в большей степени характерны именно для этого направления, в других странах он существенно выше, - сказал ТАСС депутат Госдумы, спецпредствитель ПА ОБСЕ по борьбе с терроризмом, экс-глава ФСБ Николай Ковалев. - В связи с чем я бы, конечно, не торопился возобновлять полеты в Египет. Нужно еще раз все тщательно взвесить, посмотреть, какие меры предпримут египетские власти".

Наращивать сотрудничество

В то же время эксперт отметил, что в связи с ростом террористической угрозы повышение уровня безопасности полетов требуется на всех направлениях. Россия тоже должна работать в этом направлении, убежден Ковалев: "В частности, совершенно очевидно, что нужно понимать, что же происходит на борту воздушного судна. Нужен внутренний контроль, чтобы пилоты могли представлять, что там творится, и ту угрозу, которая надвигается, каким-то образом предотвращать".

Экс-глава ФСБ выразил сожаление по поводу того, что по политическим причинам уровень международного взаимодействия в борьбе с терроризмом сведен почти к нулю. "Это является стратегической ошибкой Запада, которая ведет к росту количества терактов. Надо восстановить в полном объеме взаимодействие в области борьбы с терроризмом, с оборотом оружия и т.д. После этого происшествия предложения России о создании широкой международной коалиции по борьбе с терроризмом приобретут особую актуальность", - считает Ковалев.