Источник: НДПИ на нефть в 2017 году могут повысить больше, чем планировалось

Руслан Шамуков/ ТАСС
Пошлина на нефть в 2017 году может быть снижена до 30%

МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Российские власти обсуждают снижение в 2017 году экспортной пошлины на нефть до 30%, снижение доходов бюджета в результате этого будет компенсировано дополнительным повышением НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых - прим. ред.), сообщили ТАСС источники, знакомые с ходом обсуждений.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 году с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 рублей за тонну в 2017 году с 857 рублей за тонну в 2016 году.

"Экспортная пошлина снизится, как и планировали, до 30% в 2017 году, но НДПИ повысят разово через коэффициент", - отметил собеседник агентства, пояснив, что рост коэффициента будет зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры и, прежде всего, ситуации с ценами на нефть.

Изначально на 2016 год предполагалось снижение ставки расчета экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, однако было принято решение "заморозить" ставку на уровне 42%. При этом в законодательстве по-прежнему закреплено снижение ставки до 30% в 2017 году.

"Главным ориентиром будут доходы бюджета. Вот сколько им будет не хватать, столько они с нефтяников и постараются снять", - сказал ТАСС источник в нефтяной отрасли.

В 2015 году Минфин РФ выступил с предложением использовать в расчетах ценового коэффициента для НДПИ непрогнозный курс доллара. Так, если в прогнозах ведомства ожидаемый курс доллара находился в границах 63,5-66 рублей за доллар, то для формулы НДПИ курс составит 43,8-50 рублей за доллар. Этот подход позволил бы бюджету получить дополнительные доходы в 2016-2018 годах в размере 1,6 трлн рублей. Однако от этой идеи Минфин был вынужден отказаться из-за жесткого сопротивления других ведомств и нефтяных компаний.

По данным министра энергетики РФ Александра Новака, объем изъятий средств у нефтяников в пользу федерального бюджета при реализации предложения Минфина по изменению экспортной пошлины в 2016 году может составить 270 млрд рублей вместо заявленных 100 млрд рублей. Однако позже эксперты эту оценку сильно понизили из-за падения цены на нефть. Нефтяники выражали надежду, что это будет "разовой акцией".

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы - снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра.

Цель маневра - дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов.

О новой системе налогообложения нефтяной отрасли

Также источники заявляют, что Минфин и Минэнерго вряд ли смогут договориться по новой системе налогообложения нефтяной отрасли в 2016 году, соответственно и переход на налог на добавленный доход (НДД) с 2017 года не состоится.

Правительство недовольно существующим налоговым режимом, который состоит из разных налогов и не учитывает степень сложности разработки месторождений, а также их рентабельность. Такой налоговый режим снижает заинтересованность компаний в разработке новых месторождений. Однако договориться о параметрах новой налоговой системы для нефтяных компаний Минфину и Минэнерго пока так и не удалось, споры идут уже второй год.

"В этом году вряд ли договорятся, соответственно, со следующего года даже в пилотном варианте вряд ли заработает", - сказал один из собеседников агентства.

Минэнерго и нефтяные компании предлагают уже в этом году приступить к более масштабной реформе налогообложения в нефтяном секторе, основанной на налогообложении чистого дохода.

Основная цель реформы - предотвратить падение добычи в традиционных регионах: перейти от налогов с выручки к налогам, основанным на прибыли от деятельности по добыче нефти. Однако дальше начинаются разногласия между Минфином и Минэнерго.

Минфин предлагает систему НДД (налога на дополнительный доход), когда для каждого месторождения будет определяться показатель, близкий по правилам расчета к валовой норме доходности инвестиционного проекта по разработке этого месторождения. Далее, в зависимости от реальной доходности проекта должна определяться величина дополнительного дохода и в зависимости от этой величины будет рассчитываться налоговая ставка. Минэнерго считает, что этот подход ухудшит положение на тех месторождениях, которые уже получают льготы. Поэтому Минэнерго предлагает вводить новую систему только на действующих месторождениях в Западной Сибири, у которых нет льгот, а в Восточной дать право выбора или перехода на новый режим или остаться в существующем с льготами.

Минфин же считает, что права выбора быть не должно: переход на новую систему был обязательным для всех проектов, удовлетворяющих условиям, иначе налоговая система только усложниться.

"В прошлом году была договоренность ориентироваться на Минфин, до самого последнего момента этой концепции придерживались. Однако, потом снова вернулись к обсуждению, и споры начались заново", - пояснил другой источник.