Все новости

Исследование: россияне стали чаще пользоваться интернет-магазинами

Рост популярности онлайн-торговли связан с тем, что люди в кризис начали экономить на покупках и тщательней выбирать нужные вещи

НОВОСИБИРСК, 24 мая. /ТАСС/. Россияне на фоне кризиса и снижения покупательской способности стали чаще делать покупки в интернет-магазинах, свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией "Яндекс". С марта 2015-го по март 2016 года число посещений интернет-магазинов в России выросло на 7%, сообщил журналистам директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркет" Александр Феоктистов.

"На данный момент уровень проникновения онлайн-торговли в стране составляет, по разным оценкам, от 3 до 4% (от общего числа покупок - прим. ТАСС)", - сказал Феоктистов. По его словам, рост популярности онлайн-торговли связан с тем, что люди в кризис начали экономить на покупках и тщательней выбирать нужные вещи.

Средний чек онлайн-покупки составляет около 5,5-5,8 тыс. рублей, отметил Феоктистов.

Растут малые города

Согласно исследованию, рост онлайн-торговли наблюдается за счет малых городов, поскольку российские города-миллионники, жители которых пользуются интернет- магазинами давно, положительной динамики уже не дают.

По данным компании, в Москве покупают товары онлайн 93% интернет-пользователей, в Санкт-Петербруге - 88%. Среди федеральных округов лидерами являются Дальневосточный - 87% и Северо-Западный (без учета Санкт-Петербурга) - 86%. Меньше всего интернет-пользователей, осуществляющих покупки онлайн, в Сибири - 81% и Поволжье - 80%.

Что покупают россияне

По словам Феоктистова, на фоне кризиса изменились наиболее популярные товарные категории. "Если раньше в интернете традиционно лидировала категория "Электроника", то в 2015 году ее обошла категория "Дом и дача". В России 22,2% покупок относятся к ней. К электронике относятся 19,6%", - пояснил представитель "Яндекса". В числе наиболее популярных категорий: "Компьютерная техника" (12,2%), "Бытовая техника" (10,9%), "Авто" (9,1%), "Детские товары" (6,4%) и "Спорт и отдых" (4,9%).

Во-многом, пояснил Феоктистов, такая картина обусловлена снижением доходов населения. Например, автовладельцы стали реже менять автомобили и больше вкладывать в имеющиеся, следовательно, обратились к интернет-магазинам в поисках запчастей. А люди, потерявшие возможность ездить за рубеж, вспомнили о местных рекреационных зонах и собственных дачах, чаще покупая товары для отдыха.

Зарубежные продажи не уменьшились

Вопреки ожиданиям аналитиков, исследование показало, что объем продаж в зарубежных интернет-магазинах из-за девальвации рубля в 2015 году не уменьшился. "Он остался примерно на том же уровне. Не просел, но и темпы роста утратил", - подчеркнул Феоктистов.

Темпы роста сохранили за собой только китайские торговые площадки, где россияне стремятся покупать недорогие вещи, вроде несложной электроники. Представитель "Яндекса" отметил, что они выполняют для рынка очень важную функцию - привлекают пользователей, которые раньше боялись покупать в интернете. Увидев, что эта система работает, новый покупатель обращается и к другим интернет-магазинам.

При этом, как показывает исследование, детские товары российские интернет-пользователи стремятся покупать в российских магазинах, хотя это и оказывается дороже.

Перспективы рынка

По словам Феоктистова, в России насчитывается около 20 тыс. интернет-магазинов. В ближайшие годы, прогнозируют специалисты "Яндекса", тенденции, наметившиеся в 2015 году, будут укрепляться.

Ожидается, что российские интернет-пользователи будут покупать больше товаров для дома, детей и животных. При этом общая доля онлайн-торговли будет расти, отметил Феоктистов, но вряд ли превысит 15% от общего числа покупок. Сейчас даже в странах Европы и США, где онлайн-торговля развита гораздо лучше, эта цифра составляет порядка 12-13%.