В рамках ПМЭФ представители власти, экономисты и отраслевые эксперты обсудят способы выхода экономики РФ на траекторию устойчивого роста. Какие способы стимулирования развития существуют у государства - в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС.
Снижение цен на нефть заставило искать интенсивные пути развития, повышать производительность труда, инвестировать в высокие технологии и человеческий капитал. Для достижения намеченных правительством целей необходим переход от экспортно-сырьевой модели к инвестиционно-инновационной стратегии.
Прямо и косвенно
В мировой практике в числе мер поддержки инноваций выделяют прямые и косвенные методы стимулирования. Соотношение их определяется сформировавшейся экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Косвенные методы государственной поддержки реализуются опосредованно через налоговый механизм, предусматривающий предоставление налоговых льгот и преференций хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты или осуществляющим венчурные вложения.
В большинстве экономически и промышленно развитых стран в системе мер государственного регулирования инноваций преобладают косвенные рычаги регулирования. Это делает бизнес-среду более конкурентоспособной и мотивированной на дальнейшее развитие.
При прямом регулировании общество также вправе ожидать улучшения показателей развития. Однако такие преобразования будут носить краткосрочный характер и будут адаптированы к текущим приоритетам общества и государства, при смене которых эффект от их внедрения окажется ниже ожидаемого.
Таким образом, может быть признано целесообразным использование мер как прямой, так и косвенной поддержки. Причем основной упор должен быть сделан на косвенное регулирование, а прямое регулирование должно использоваться только с целью нивелирования основных направлений инновационной политики государства.
Приоритеты в реформах
Приоритетным направлением реформирования отечественной экономики должно стать дальнейшее снижение налоговой нагрузки за счет предоставления льгот и преференций субъектам реального сектора экономики и инновационных разработок и программ.
При обосновании льгот и преференций необходим разумный и взвешенный подход к оценке эффективности предоставления тех или иных льгот. Также следует разделить три понятия: социальный эффект, экономический эффект, перспективный эффект, предполагающий экономическую отдачу в будущем времени.
При этом льготы и преференции следует предоставлять не только по тем налогам, от которых ожидается прямой экономический эффект, но и по тем, от которых будет получен либо социальный эффект, либо перспективный социально-экономический эффект.
Предложения в налоговой сфере
В условиях кризиса и применения к Российской Федерации экономических санкций правительству нужно осуществлять более действенные меры по поддержке экономики. Налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку отечественных производителей. Это положение следует закрепить в Налоговом кодексе РФ как основное положение на ряд последующих лет.
При этом одним из главных прямых налогов остается налог на прибыль предприятий. Внесенные изменения в Налоговый кодекс РФ, несомненно, будут способствовать активизации предпринимательства в России, однако с учетом перечисленных выше предложений можно было бы ожидать более высоких результатов, способных сгладить последствия экономического кризиса на начальном этапе и способствовать экономическому росту и процветанию страны в будущем.
Преференциальный налоговый режим следует предусмотреть при разработке проекта Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, основными положениями которого должны стать следующие мероприятия:
1. Введение инвестиционной налоговой льготы, поощряющей инвестиции в основной капитал.
С этой целью следует предусмотреть предоставление хозяйствующим субъектам льготы по инвестициям в основной капитал, которая была отменена в 2001 году в связи со снижением налоговой ставки налога на прибыль с 35% до 24%.
Инвестиционная налоговая льгота освобождает от налогообложения части прибыли хозяйствующего субъекта и направлена на инвестиции в основной капитал, но не более чем на 50% от величины налогооблагаемой прибыли.
2. Стимулирование реального сектора экономики, в том числе за счет снижения издержек предпринимателей на оплату труда работников, частью которой являются взносы по обязательному страхованию работников.
В расходах инновационных предприятий и предприятий реального сектора экономики наибольший удельный вес (по разным оценкам, от 50% до 70%) занимают расходы на оплату труда сотрудников, а следовательно, и на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования.
Действующая в настоящее время совокупная ставка страховых взносов в 30% является чрезмерной для данной категории налогоплательщиков. Практика установления пониженных ставок социального налога повсеместно используется в других экономически развитых и развивающихся странах.
Если взять для сравнения страны, близкие нам по основным макро- и микроэкономическим характеристикам, мы увидим, что во многих странах придерживаются практики постепенного снижения социальных страховых взносов.
Показателен пример Казахстана, являющегося партнером России по ЕАЭС, где установлена ставка социального страхового взноса в размере 11% от фонда оплаты труда. Эта ставка - одна из самых низких в ЕАЭС. Учитывая, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в Казахстане ниже, чем в России, можно утверждать, что налоговая конкурентоспособность в Казахстане выше, чем в России.
3. Введение поощряющей ставки амортизации до 150% от стоимости приобретаемого оборудования.
Повышенная ставка амортизации позволит предприятиям компенсировать потери от обесценения актива в результате инфляции и влияния конъюнктурных факторов.
Мы видим, что величина амортизационных накоплений превысит величину первоначальной стоимости имущества, что даст возможность к концу срока начисления амортизации накопить сумму, которая позволит организации осуществить процесс воспроизводства в основной капитал с минимальным использованием заемных ресурсов, а в отдельных случаях и вовсе отказаться от их использования.
Это будет своего рода вклад государства в поддержку отечественных предприятий в тяжелых экономических условиях, когда приходится конкурировать с западными компаниями.
Также можно предусмотреть действие этой льготы в переходный период, когда, например, ключевая ставка Банка России устанавливается на достаточно высоком уровне. При этом размер поощряющей нормы амортизации также может варьироваться от наименьшего к наивысшему в зависимости от уровня ключевой ставки.
Алисен Алисенов, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ