Минэкономразвития уже подготовило проект стратегии для ОЭЗ
По словам замглавы МЭР, для повышения эффективности ОЭЗ необходимо сосредоточиться на привлечении резидентов
МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ уже подготовило проект стратегии для особых экономических зон (ОЭЗ) и других особых территорий. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" заявил замминистра экономического развития Александр Цыбульский.
"Этот документ уже активно разрабатывается, уже есть его проект. Поэтому я думаю, что в ближайшее время уже будут приняты какие-то решения и мы сможем озвучить те результаты нашей работы, которые уже сделаны", - сказал он.
Цыбульский отметил, что причина неэффективности проекта может заключаться в том, что "в середине процесса стало создаваться слишком много подобных площадок".
В четверг стало известно, что профильным ведомствам поручено разработать единую стратегию для особых экономических зон (ОЭЗ) и других особых территорий - инновационных кластеров, технопарков и территорий опережающего развития.
Также министерству экономического развития предстоит рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных ОЭЗ и приостановить процесс создания новых ОЭЗ до разработки и внедрения на законодательном уровне единых подходов к их созданию и функционированию с учетом выявленных недостатков. Такое поручение содержится в документе контрольного управления президента, имеющемся в распоряжении ТАСС.
О привлечении резидентов
Александр Цыбульский также заявил, что для повышения эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) необходимо сосредоточиться на привлечении резидентов.
"Первое - это повысить ответственность регионов. Второе, что крайне важно, - надо активнейшим образом сосредоточиться на привлечении резидентов. По сути это то, что дает нам финансовую отдачу от реализации проекта", - сказал он, отвечая на вопрос о том, как можно повысить эффективность ОЭЗ.
Замминистра также отметил, что изначально, при разработке проекта ОЭЗ, большое внимание уделялась вопросу участия резидентов. "Мы первую часть пути в основном строили инфраструктуру, чтобы обеспечить этих потенциальных резидентов всеми условиями для ведения деятельности. Сейчас во многом по основным площадкам эта работа уже закончена", - добавил он.
На 120 млрд госсредств, потраченных на ОЭЗ, 180 млрд выделено инвесторами
По словам Александра Цыбульского, на 120 млрд руб., выделенных на развитие особых экономических зон (ОЭЗ) государством, уже сегодня приходится 180 млрд руб. со стороны инвесторов.
"То есть уже у нас получается один рубль к полутора рублям соотношение государственных денег к частным", - отметил он.
ОЭЗ начинают эффективно работать через 10 лет после создания
ОЭЗ обычно начинает эффективно работать через 10 лет после создания, площадки, созданные в 2006 г., сейчас являются "локомотивом всего проекта", заявил замглавы МЭР.
"Если посмотреть на мировой опыт, особая экономическая зона как институт начинает эффективно работать по истечении примерно 10 лет своего существования. Поэтому те площадки, которые были созданы в 2006 году, сегодня, по сути, являются тем локомотивом, который ведет весь этот проект вперед", - отметил он.
Замминистра разъяснил, почему эффективность ОЭЗ проявляется именно по истечении такого периода. "Логика очень проста: мы даем на 10 лет освобождение от налогов резидентам, а через 10 лет они становятся полноценными налогоплательщиками. Поэтому через 10 лет увеличивается налоговая отдача деятельности таких площадок", - добавил он.
Сравнение эффективности ОЭЗ и ТОР некорректно
Сравнивать эффективность особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР) некорректно, поскольку последние являются слишком молодым проектом, считает Цыбульский.
"Реально оценить эффективность (ТОР) сложно... Я уверен, что территории опережающего развития станут эффективным инструментом экономического развития регионов, но сравнивать их пока некорректно. Все-таки институт ТОРов слишком молод, чтобы давать ему оценку", - сказал он.
Несмотря на уверенность в успешность ТОРов, Цыбульский также отметил проблемные моменты их деятельности. "Законодательство территорий опережающего социально-экономического развития практически дублирует законодательство особых экономических зон, при этом не учитывая тот негативный опыт, который мы сегодня выявили в особых зонах и пытаемся максимально нивелировать", - добавил он.
Федеральный закон, регламентирующий деятельность ТОРов, действует с 30 марта 2015 года. На таких территориях предусмотрено упрощение административных процедур для бизнеса, налоговые льготы и другие преференции. В первые три года действия закона ТОРы можно создавать только в Дальневосточном федеральном округе. Они появятся, в частности, в республике Саха (Якутия), Приморском крае, Амурской области и Камчатском крае. С 1 января 2016 года создание ТОР допускается в закрытых административных образованиях (ЗАТО).
Аналогичная работа разворачивается и по моногородам, где не самая лучшая ситуация: на сегодняшний день созданы три ТОРа - в Татарстане (Набережные Челны), Ростовской (Гуково) и Иркутской (Усолье-Сибирское) областях.
В рамках закона об ОЭЗ на территориях 30 регионов России создано 33 зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Помимо Минэкономразвития РФ, управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ. Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 224,5 млрд руб., за счет средств бюджетов регионов - 109,7 млрд руб.
По информации Минэкономразвития, с 2006 года во всех ОЭЗ зарегистрировано более 447 резидентов, из них порядка 80 - с участием иностранного капитала. Создано более 18 тыс. рабочих мест, заявлено порядка $8 млрд частных инвестиций, из которых уже фактически вложено порядка $2,5 млрд, а также уплачено более $340 млн налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Петербургская ОЭЗ является одной из самых эффективных в стране
В то же время глава комитета по промышленной политике Петербурга Максим Мейксин заявил, что ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) "Санкт-Петербург" является одной из самых эффективных в стране.
"Это доказывают и цифры: за весь период работы зоны резиденты получили выручку в объеме 13,612 млрд руб. Всего за весь период работы резидентов в ОЭЗ ими проинвестировано более 16,7 млрд руб. Более 5 млрд руб. было перечислено резидентами зоны в виде налогов с момента начала работы ОЭЗ", - сказал Мейксин.
Ранее в СМИ появилась информация о поручении президента России закрыть 10 действующих ОЭЗ, часть передать на баланс регионам и приостановить создание новых зон до разработки единых подходов к формированию ОЭЗ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков затруднился подтвердить, действительно ли уже было выпущено официальное поручение главы государства по этому вопросу.
По словам Мейксина, объем выручки, уже полученной резидентами в 2016 году, - более 1 млрд руб., сумма инвестиций резидентов в текущем году также превысила 1 млрд рублей (по состоянию на 1 апреля). Эти показатели существенно выше показателей за аналогичный период в 2015 году.
"Объем налогов, уплаченных резидентами в первом квартале 2016 года, - более 425 млн. По итогам 2015 года резидентами было уплачено почти 3 млрд руб. налогов. Это позволяет говорить о резидентах ОЭЗ как крупных налогоплательщиках", - добавил Мейксин.
За время работы резидентов ОЭЗ было создано 1784 рабочих места.
Постоянная положительная динамика
В пресс-службе филиала АО "Особые экономические зоны" в Петербурге ТАСС сообщили, что закрывать петербургскую ОЭЗ не планируется. "Вопрос о закрытии петербургской ОЭЗ на сегодняшний день не стоит", - сказал собеседник агентства.
Там также добавили, что работа городской ОЭЗ имеет "постоянную положительную динамику развития" и "рост всех основных показателей", однако признали, что "институт (ОЭЗ) оказался крайне неэффективным".
Особая экономическая зона работает в Петербурге с 2006 года на двух участках общей площадью почти 130 га. В зоне находятся 36 резидентов из кластера приборостроения и разработки новых материалов, биомедицинских технологий, IТ-технологий, фармацевтического кластера и сферы энергетики.