6 июля 2016, 17:34

Жизнь в долг: российские регионы не собираются отказываться от кредитов

ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов
Минфин РФ предлагает ввести систему контроля долга и поделить регионы на группы по долговой устойчивости

МОСКВА, 6 июля. /ТАСС/. Минфин России планирует внести поправки в законодательство, которые позволят эффективнее контролировать долги регионов. Субъекты РФ с самым высоким риском долговой неустойчивости могут лишиться права привлекать дополнительные кредитные средства и наращивать долг. Несмотря на это, российские регионы в ближайшие годы не собираются отказываться от собственных программ заимствований, хотя и планируют сокращать долговую нагрузку.

Регионы не боятся ужесточений Минфина

Как ранее сообщал ТАСС, Минфин России предлагает ввести систему контроля долга и поделить регионы на группы по долговой устойчивости. К 2019 году субъекты федерации будут подразделены на три группы. Закредитованные регионы (22 региона по показателям 2015 года) будут обязаны реализовать план восстановления платежеспособности и при этом лишатся возможности наращивать долг.

Предполагается, что смена господдержки госконтролем заставит регионы серьезно урезать расходы. Однако опрошенные ТАСС представители региональных минфинов в целом не увидели рисков из-за предстоящего ужесточения федеральной политики.

По словам министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко, регионы по уровню госдолга поделят на так называемые "зеленую", "желтую" и "красную" зоны. Предполагается, что в "красную" зону попадут те регионы, у которых уровень госдолга выше 100% налоговых и неналоговых доходов. В "желтой" зоне окажутся те, чей уровень госдолга между 50% и 100%. Остальные попадут в "зеленую" зону, рассказала Кулаченко. По ее мнению, нововведения Минфина РФ не слишком сильно повлияют на те регионы, чей госдолг находится в "зеленой зоне".

"С методикой деления на группы мы знакомы с прошлого года, так как регулярно встречаемся с представителями Минфина, они нам рассказывают про все инновации", - сказала ТАСС Кулаченко.

В регионе уже просчитали ситуацию и выяснили, что попадают в "зеленую" зону: область имеет 57,9 млрд руб. госдолга при собственных доходах в 188 млрд руб. "Это говорит о том, что уровень долговой нагрузки у нас приемлемый, что управление государственным долгом на сегодня эффективно и рисков каких бы то ни было по выходу из этой "зеленой" зоны у нас, в принципе, нет", - пояснила Кулаченко.

Не собираются менять свою кредитную политику и те регионы, которые теоретически могут попасть в "желтую" зону. В Минфине Краснодарского края ТАСС сообщили, что не собираются отказываться от программы заимствований. "Учитывая состояние экономики, прогнозируемую динамику поступления доходов бюджета, необходимость его балансировки, отказ от привлечения заимствований на ближайшие годы не рассматривается", - сказали в краевом ведомстве.

На 1 июня госдолг Кубани составил 144,3 млрд рублей при ожидаемых доходах краевого бюджета в 2016 году в 195,7 млрд руб. В министерстве отметили, что в этом году планируется привлечь заемные средства в размере 24,3 млрд руб. Большая часть из них пойдет на рефинансирование старых долгов, 1,6 млрд руб. будет направлен на финансирование дефицита краевого бюджета.

Самые закредитованные

По итогам 2015 года самыми закредитованными субъектами РФ, которые могут попасть в "красную" зону, стали Мордовия (соотношение долга к собственным доходам - 182%), Костромская область (137%), Смоленская область (121%), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%).

Объем госдолга Республики Карелия к началу 2016 года превысил 21 млрд рублей и достиг 119,6% к сумме собственных доходов. Однако министр финансов Карелии Ирина Ахокас​ считает, что долговая ситуация в регионе "не является  чрезвычайной". "Исполнение обязательств по погашению долга республика выполняет своевременно на протяжении почти двух десятилетий. В апреле текущего года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило стабильный кредитный рейтинг Республики Карелия, отметив при этом хорошее качество управления бюджетом и долгом", - пояснила Ахокас.

В республике рассчитывают, что для сокращения нагрузки на бюджет получится и дальше замещать коммерческие кредиты бюджетными. С 2014 года доля бюджетных кредитов в структуре госдолга Карелии выросла с 25% до 49%. Рыночные заимствования сейчас составляют 48%.

"Этот (коммерческий) сегмент долга является объектом повышенного внимания с точки зрения необходимости снижения его доли в сумме долга, оптимизации его структуры, сроков и стоимости обслуживания", - пояснила Ахокас. По ее словам, к 2019 году республика надеется сократить размер госдолга так, чтобы его отношение к объему доходов не превышало 62%.

Коммерческие кредиты заместят бюджетными

Даже те регионы РФ, где кредитная нагрузка к размеру доходов не превышает 100% и не является критической, в будущем рассчитывают заместить большую часть госдолга бюджетными кредитами: это позволяет серьезно снизить нагрузку на бюджет за обслуживание долга. Как правило, кредиты предоставляются по ставке 0,1% годовых.

Например, Ростовская область в первом полугодии 2016 года уже смогла сэкономить на обслуживании госдолга. "Замещение банковских кредитов федеральным бюджетным кредитом привели к экономии по расходам на обслуживание государственного долга Ростовской области в сумме 675,8 млн рублей", - сообщил ТАСС представитель министерства финансов региона. Он пояснил, что в марте 2016 года область привлекла федеральный бюджетный кредит в 4,6 млрд рублей для замещения рыночных долговых обязательств. Сейчас доля бюджетных кредитов в структуре госдолга региона составляет 24%.

Помимо бюджетных кредитов, госдолг области состоит из госгарантий (чуть более 1%) и банковских кредитов  (74,4%). Общий размер госдолга на 1 июня 2016 года составил 41 млрд рублей, или 39,6% собственных доходов областного бюджета.

Сумела сэкономить на процентах и Новгородская область. В этом году региону удалось значительно нарастить долю бюджетных кредитов в общем объеме долга - с 51,1% до 70,8%. В текущем году в Новгородской области кредитами из федерального бюджета под 0,1% были замещены обязательства перед банками в сумме 3 млрд рублей, что позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга области в 2016 году на 171,8 млн рублей, сообщил ТАСС представитель финансового департамента правительства региона.

Однако идти по пути замещения коммерческих кредитов бюджетными получается не у всех. Так, Минфин Новосибирской области неоднократно сообщал, что регион намерен сократить госдолг путем замещения коммерческих кредитов бюджетными, однако из-за собственной закредитованности столкнулся со сложностями в получении бюджетного кредита. Размер государственного долга Новосибирской области по данным на 1 июня 2016 года составил 42,8 млрд рублей, или 56% от собственных доходов.

По словам губернатора региона Владимира Городецкого, в 2016 году область рассчитывала получить госкредит объемом 9 млрд рублей по ставке 0,1% годовых, который должен заместить кредиты в коммерческих банках. Но из-за решения Минфина РФ снизить планку допустимого госдолга с 56 до 54%, регион пока не получил кредита. "Как финансист я понимаю: они хотят принять все меры по оздоровлению региональных экономик, но мы сегодня это не сможем сделать, поэтому ведем пока работу, надеемся, что сумеем убедить, что не надо ужесточать", - говорил в начале июня Городецкий.

Альтернатива кредитам

Бюджетные и коммерческие кредиты - это не единственные инструменты, которые есть у регионов для привлечения дополнительных средств в бюджет. По словам министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко, в качестве альтернативы кредитам могут выступать облигационные займы. Сейчас региональное Министерство финансов готовит поправки, согласно которым 5 млрд руб. планируется разместить в облигациях во втором полугодии 2016 года. "В 2015 году рынок очень лихорадило, мы не стали размещать, сейчас он устоялся, и мы считаем, что у облигаций есть хорошие перспективы. В прошлый раз потребность в приобретении наших облигаций была в 8 раз выше, чем мы ее разместили, это очень хороший показатель, наши облигации очень ценятся", - отметила областной министр.

Она также подчеркнула, что одним из вариантов снижения роста госдолга является работа с крупными налогоплательщиками региона. "У нас подписаны соглашения со 180 крупными налогоплательщиками, с каждым из них мы отрабатываем все вопросы налоговой нагрузки - в ходе бесед, заседаний рабочих групп. Выясняем, будут ли возвращены переплаты в бюджет, будут ли какие-то платежи, если на предприятии финансовые проблемы. Мы это понимаем и видим, например, что они временно кредитуются за счет того же НДФЛ и в ходе этих бесед определяемся с ними о том, когда они выйдут из этого цейтнота. Исходя из этого мы находим дополнительные источники", - добавила Кулаченко.

Регионы без долгов

При этом далеко не все российские регионы озабочены проблемами сокращения госдолга и замещения дорогих кредитов бюджетными или облигационными займами. Например, Санкт-Петербургу, у которого одна из самых низких долговых нагрузок, удается жить вообще без банковских кредитов.

"Задолженность по кредитам кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (у Санкт-Петербурга) отсутствует", - сообщили ТАСС в комитете по финансам города.

Государственный долг Санкт-Петербурга на конец июня 2016 года составил всего 14,7 млрд рублей - это менее 4% к общим доходам города.