Заложили "молодняк": зачем крымскому виноделию прописали революцию
Производителям крымского вина "придется сделать серьезную революцию", - сказал недавно министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. ТАСС выяснил цели и методы революционного процесса
- Если сравнивать с Европой, то мы все (производители вина в Крыму - Прим ТАСС) находимся в зачаточном состоянии, ...налицо серьезные отставания, которые нужно наверстывать - и по технологиям, и по объемам закладки винограда, - отметил министр сельского хозяйства Александр Ткачев, посетив в июле Крым.
Нагонять и в самом деле нужно много - за украинский период виноделие Крыма лишилось большей части виноградников, а технологический регресс отразился на качестве.
Новый виноградный рай
- В советские годы в Крыму было более 100 тысяч га виноградников, а сейчас осталось едва ли 20-30 тысяч, - сетует в беседе с ТАСС крымский винодел Игорь Самсонов.
Минсельхоз Крыма называет цифры еще плачевнее: на 1 января 2016 года в регионе насчитывалось всего 16,6 тыс. га виноградников, а плодоносят из них лишь 13,7 тыс. За "украинский период" полуостров потерял две трети собственных виноградников. Столь серьезные потери Минсельхоз республики списывает на "нестабильную финансовую поддержку отрасли".
После вхождения Крыма в состав России, деньги в отрасль вернулись. Как рассказала ТАСС первый замминистра сельского хозяйства Крыма Алиме Зарединова, первым делом началась активная закладка "молодняка": "В 2014 году мы посадили 250 гектаров молодых виноградников, в 2015 году – уже 269 га. В этом году показатель должен вырасти до 453 га, а на 2017 год предварительно планируем посадить порядка 600 га".
Однако закладка новых саженцев – это лишь половина проблемы. Вторая ее часть – катастрофическое состояние оставшегося порой еще с советских времен оснащения самих винодельческих предприятий. По оценкам собственника винодельческой компании "Сатера" Игоря Самсонова, в Крыму в капитальном обновлении оборудования нуждаются порядка 70% заводов.
Технологическая революция
Сколько денег может потребовать модернизация, собеседники ТАСС подсчитать затруднились. Зарединова рассчитывает, что часть средств виноделы смогут получить из федерального бюджета. "Сейчас по поручению министра сельского хозяйства Александра Ткачева будет разработана программа развития виноделия Крыма. Потому что закладка молодых виноградников, закупка техники для виноградников - эти направления субсидируются, а именно модернизация винодельческих предприятий - пока нет", - отметила она.
Но по большей части виноделам придется вкладывать в техническую модернизацию собственные деньги. "Это очень большой объем замены старого на новое, это действительно можно считать революцией", - говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. При этом революцию следует провести и в головах бизнесменов – приверженцев старых технологий в виноделии, считает Попович. "Да, они (технологии, которые сейчас применяются на крымских предприятиях – прим. ТАСС) неплохие, но чтобы выйти на европейский уровень, придется взять самые современные технологии".
Пропиарились на санкциях
По мнению Поповича, на отдельных винодельческих предприятиях революция уже началась. При этом санкции не только особо не мешают виноделам, но и в чем-то им даже помогают. Изворотливость российского бизнеса выручила и здесь.
"Да, нам приходится выдумывать механизмы, - делится опытом Янина Павленко, гендиректор "Массандры", одного из крупнейших вонодельческих предприятий Крыма. - Как завезти французскую бутылку, в которую мы будем наливать новую продукцию? Но, имея французские образцы, мы уже заказали для себя аналог на российском заводе, и будем изготавливать нужную нам бутылку здесь, в России".
Как отметила Павленко, "Массандра", с одной стороны, сожалеет, что попала под санкции, а с другой даже получает от этого дивиденды: "Благодаря санкциям против Крыма сегодня "Массандру" знают во всем мире при том что мы не вкладываем в рекламу ни копейки".
Санкции не мешают "Массандре" продавать свое вино на экспорт. "Мы примем участие в Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке в первых числах сентября. Там мы проведем много переговоров с возможными азиатскими партнерами, надеемся, что нам удастся заключить новые, дополнительные контракты на поставку нашей продукции в Китай", - рассказывает Павленко.
Завоевать российские винные карты
И все же главная перспектива развития крымского виноделия – это российский рынок. "Для виноградарства и виноделия самое главное, как продать ту продукцию, которую ты сделал. В этом плане рынок России очень большой, и тут никакие санкции нам с вами не мешают", - говорит Леонид Попович.
Конечно за российского потребителя тоже придется побороться. Эксперты ресторанного бизнеса отмечают, что интерес публики к крымским винам есть, но говорить о всплеске спроса или каком-либо ажиотаже рано. "Это связано напрямую с ограниченным количеством качественного вина, производимого в регионе, и большой конкуренцией за потребителя", - рассказал ТАСС Евгений Лебедев, сомелье ресторанного холдинга Ginza Prokect. По его словам, качественных вин в мире становится все больше, при этом иногда цены на крымские вина даже выше, чем на аналоги из Португалии, юга Италии, Аргентины или южных регионов Франции.
Попович не согласен с тем, что качественные крымские вина на прилавках сегодня дороже импортных аналогов. Но подтверждает, что крымское вино точно дороже российских аналогов – из того же Краснодарского края. "Это понятно. Логистика у них более дорогая, потому и цена выше", - пояснил он.
Европейские виноделы нацелились на Крым
Примечательно, что действующие санкции не мешают интересоваться крымским виноделием даже иностранным инвесторам. Например, французская Liber Pater Bordeaux на встрече с главой Минсельхоза республики Андреем Григоренко предложила организовать в Крыму совместное российско-французское винодельческое предприятие. Итальянская Ecologia e Ambiente в июле заявила, что планирует инвестировать в развитие виноградарства и виноделия в Крыму более 300 млн евро. А в июне итальянский винодел, глава винного дома в Италии Риккардо Бараччи посещал республику и говорил, что планирует создать в Крыму производство вина под своим именем.
Леонид Попович рассказал, что за советом о том, стоит ли инвестировать в виноделие Крыма, к нему обращаются и российские бизнесмены. И инвесторов сдерживают вовсе не санкции, а "не до конца выстроенные земельные отношения" и в Севастополе, и в Крыму. "Оборот земель в Крыму регулируется гораздо сложнее, чем в любом другом регионе, оформление земли превращается в длительный процесс. Много земли все еще находится в собственности Крыма, и как сделать так, чтобы инвесторы до этой земли добирались – над этим сейчас еще ломают голову", - отметил Попович.
По его словам, до тех пор, пока все вопросы, связанные с оборотом земли, не будут урегулированы, пока законодательство не будет окончательно адаптировано к российскому, этот вопрос будет сдерживать развитие виноградарства.
Перспектива пяти лет
Президент Союза виноградарей и виноделов с большим оптимизмом смотрит на развитие отрасли в Крыму. "Это перспективно, винограда и вина там будет много, но на это потребуется время, - сказал Попович. - То, что сейчас закладывают новые виноградники, - отдача от этого пойдет не ранее чем, через 4-5 лет".
Минсельхоз региона рассчитывает, что в этом году объем производства вина в Крыму сохранится на прошлогоднем уровне, а в следующем возможен рост. "В 2017 году мы ожидаем уже рост производства винодельческой продукции процентов на двадцать в связи с тем, что ряд предприятий произвел реконструкцию, увеличиваются производственные мощности", - рассказала Алиме Зарединова.
Не стать регионом-разливайкой
Однако на пути развития отрасли крымским виноделам придется сделать еще и этический выбор: идти по медленному пути, постепенно увеличивать площади виноградников и делать качественное вино из собственного сырья или же резко наращивать объемы, закупая импортное. "Беспокоит, что есть в Крыму виноделы, у которых нет ни гектара виноградников, а они привозят импортные виноматериалы, например, из Аргентины, пишут на бутылке, что это Крым, и продают десятки миллионов бутылок. Это не идет на пользу развития виноделия Крыма", - уверен Самсонов. По его словам, импортные виноматериалы в Крым завозят через Краснодарский край из Аргентины, Испании, Украины, ЮАР.
Глава "Массандры" Янина Павленко считает, что Крым должен устоять и не превратиться в "регион-разливайку": "Либо крымчане переломят эту ситуации, либо эта ситуация переломит крымское виноделие".
По ее мнению, не несмотря на всю "отсталость", у Крыма есть все шансы сохранить традиции производства вина из собственного винограда. "Крым – традиционный регион, где не принято было импортировать виноматериалы, потому что нам своего сырья всегда хватало, - сказала Павленко. – Поэтому, когда мы оцениваем достоинства и недостатки республики в том виде, в котором она вернулась в Россию, мы должны честно оценивать: при всех недостатках, технической отсталости, в Крыму сохранилось производство вин из собственного винограда. И это его само по себе достижение".