29 сентября 2016, 16:18
Мировые цены на нефть

Верю — не верю: что изменится на рынке нефти после заявлений ОПЕК

AP Photo/ Gregory Bull

Договоренность картеля в Алжире о заморозке нефтедобычи способна лишь временно поддержать цены. Дальнейшая динамика зависит от окончательного решения ОПЕК в ноябре

Договоренность ОПЕК о заморозке нефтедобычи, достигнутая в Алжире, способна лишь временно поддержать цены на энергоносители. Дальнейшая динамика цен на нефть зависит от окончательного решения картеля по распределению квот и от того, как они будут соблюдаться, уверены эксперты. 

Что произошло

На неформальной встрече в Алжире страны — члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) неожиданно для всех участников рынка договорились об ограничении добычи на уровне 32,5–33 млн баррелей в сутки. В настоящий момент картель добывает около 33,3 млн баррелей в сутки.

Новый индивидуальный уровень добычи для каждой из стран должна определить комиссия, специально созданная в ОПЕК. Окончательное предложение будет сформулировано в ноябре, срок заморозки может составить от шести месяцев до года.

Почему это важно

Достигнутую в Алжире договоренность можно назвать прорывом — в попытках повлиять на нефтяные котировки ОПЕК уже пыталась заключить соглашение о заморозке нефтедобычи, но переговоры не завершались успехом.

Цены на энергоносители снижаются с середины 2014 года на фоне переизбытка нефти на рынке и замедлении мировой экономики. Фиксация добычи сырья позволит стабилизировать рынок, снизив предложение и тем самым подстегнуть спрос.

Почему раньше договориться не удавалось

На встрече в Дохе 17 апреля, посвященной обсуждению заморозки нефтедобычи, присутствовали представители 18 стран.  Производители нефти в целом выразили готовность заморозить добычу на определенном уровне, но на процесс переговоров оказал влияние так называемый иранский фактор.

После завершения переговорного процесса между "шестеркой" и Тегераном по ядерной проблеме с Ирана были сняты санкции и страна получила возможность вернуться на нефтяной рынок, наращивая при этом нефтедобычу.  

В ответ на предложение о заморозке Тегеран отказался фиксировать добычу, объяснив это тем, что долгое время находился под санкциями.

Что изменилось сейчас

Тема вновь приобрела актуальность, когда в начале сентября в рамках "финансовой двадцатки" Россия и Саудовская Аравия, контролирующие производство более 21% от мирового потребления нефти, подписали совместное заявление, нацеленное на стабилизацию рынка энергоносителей.

Что касается позиции Ирана, то она немного смягчилась. Тегеран вновь заявил, что страна не будет замораживать добычу, но подчеркнул, что будущий уровень нефтедобычи будет зависеть от решения формальной встречи ОПЕК в ноябре.

Как отреагировали нефтяные цены

На фоне новостей из Алжира стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в ноябре 2016 года на бирже ICE в Лондоне поднялась на 4,6%, до $48,35 за баррель. "Теперь нефтяные цены поднимутся к диапазону $50–60 за баррель с уровня $40–50 за баррель", — цитирует Bloomberg Нобуюки Фудзимото из SBI Securities.

Вместе с тем, как отметила старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова, "трейдеры отреагировали на событие, что логично, дальше — отыграть назад и ждать реальных действий".

Что дальше: почему эксперты скептичны

Эксперты и аналитики отмечают, что на дальнейшую динамику нефтяных цен окажет влияние не только официальное объявление решения ОПЕК в ноябре, но и соблюдение экспортерами договоренности по квотам.

В банке Nordea отметили, что для того, чтобы рынок поверил в серьезность намерений ОПЕК, необходимо формальное закрепление соглашения, которое может произойти в перспективе двух месяцев.

В свою очередь эксперты в Goldman Sachs указали, что сохранили прогноз по ценам на нефть, несмотря на новости из Алжира — аналитики по-прежнему ожидают стоимости барреля WTI в 2017 году на уровне $53. По мнению экспертов инвестиционной компании, заморозка добычи способна лишь краткосрочно поддержать нефтяные цены, но не изменит ситуацию в долгосрочном плане.

Кроме того, в Goldman Sachs предупреждают: рост нефтяных цен до комфортного уровня вызовет закономерное увеличение добычи, что сведет на нет все усилия по стабилизации рынка. Также аналитики указывают на плохую соблюдаемость квот, особенно в моменты хорошего спроса. 

Мария Белова считает, что пока рано делать выводы и стоит дождаться ноября, когда на саммите ОПЕК будет происходить разделение квот.

"Самая большая драка будет происходить при обсуждении, на основе какого показателя, какого месяца будет осуществляться распределение квот в рамках всех стран", — отметила она.

По словам аналитика, существует несколько вариантов развития ситуации, начиная от провала договоренности по оптимизации добычи и заканчивая его успехом. Также существует вариант, что картель ограничится громкими заявлениями, за счет которых поддержит цены.

Какие последствия для России

Россия участвует в дискуссиях по заморозке нефтедобычи, но риски нашей страны зависят от установленных экспортерами условий, отмечают эксперты.

Нефтяные рекорды

Добыча нефти в России растет уже несколько лет подряд. В 2015 году в России в среднем нефтяники добывали по 10,726 млн баррелей нефти и газового конденсата в сутки. Всего за год было добыто более 534 млн тонн, что на 1,4% больше результата предыдущего года. В Минэнерго отмечали, что добыча нефти в России в 2016 году может составить 540-545 млн тонн и более. Ранее Россия установила новый рекорд по среднесуточной добыче нефти в стране, 8 сентября она превысила планку в 11 млн баррелей.

Россия в 2016 году била рекорды по нефтедобыче и останется в выигрыше, если произойдет ее фиксация на уровне последних месяцев. "Если фиксируем на каком-то высоком месяце, дальше это будет все равно рост по результатам года", — отметила Белова.

Как ранее сообщил российский министр энергетики Александр Новак, если ОПЕК придет к консенсусу и будет организована встреча с нефтедобывающими странами, не входящими в картель, то Россия будет в ней участвовать.