1 октября 2016, 16:44

В регионах просят "передышки" в выплате госдолга

Губернатор Амурской области Александр Козлов. Михаил Климентьев/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Губернатор Амурской области Александр Козлов
Высокий уровень долга обусловлен объективным дефицитом бюджетов

СОЧИ, 1 октября. /ТАСС/. Губернатор Амурской области Александр Козлов в рамках Международного инвестиционного форума в Сочи попросил Минфин пересмотреть графики сокращения госдолга для регионов, обязывающие субъекты сокращать долговую нагрузку. Глава Сбербанка России Герман Греф поддержал амурского губернатора, отметив, что такие же проблемы есть и у других регионов. Что думают главы других регионов РФ о теме сокращения задолженности регионов перед государством в материале ТАСС.

Передышка для регионов

По словам Козлова, Амурская область управляет госдолгом, он не растет, но выплата по долгам составляет по 15% бюджета, что не позволяет региону прирастать доходной базой. "Наша большая просьба Минфину: пересмотреть соглашения 2013-2014 годов. Мы переждем, у нас экономические прогнозы с учетом прихода новых отраслей - это индустриализация - "Газпром", "Сибур", другие проекты. И нам нужны 3-4 года, чтобы это пережить. Я думаю, мы не одни такие, я надеюсь, нас Минфин здесь поддержит", - сказал Козлов в рамках делового завтрака Сбербанка на форуме в Сочи.

С мнением амурского коллеги согласен и губернатор Орловской области Вадим Потомский. В кулуарах сочинского форума он заявил ТАСС, что отсутствие щадящего графика погашения региональных долгов в текущей экономической ситуации может усугубить положение регионов вплоть до доведения региональной экономики до дефолта. "Если мы сейчас начнем это (деньги - прим. ТАСС) выдергивать из своего оборота, мы просто оголим регион и упадем в дефолт", - сказал Потомский, отметив, что дефолт - это слишком пессимистичная оценка, "но мы не должны доходить до грани", считает он.

Глава Коми Сергей Гапликов отмечает, что долговая нагрузка для его региона является существенной. "Мы вынуждены сегодня решать задачи так, чтобы сокращать расходы, которые, на взгляд Минфина, считаются неэффективными. В разряд таких Минфин зачисляет и так называемые налоговые льготы. Мы вынуждены вести жесткую политику, что не нравится бизнесу. Но мы пытаемся найти подходы, пока не нашли единого понимания, есть сложности", - отметил он.

Гапликов заявил, что власти региона будут рассматривать вопрос сокращения налоговых льгот по тем направлениям экономики, которые не приносят должный эффект. "Мы изначально говорили о том, что льготы нужно привязывать к эффекту, который они могут дать - наращивание прибыли, налогового потенциала, имущества. Когда мы это принимали, мы делали это публично, открыто и предприятиям говорили: если у вас не будет формироваться дополнительные отчисления, то будем сокращать", - пояснил глава региона.

Финансовая дисциплина

Губернатор Московской области Андрей Воробьев в интервью ТАСС сказал, что готов поддержать коллег из других регионов, однако в вопросе погашения госдолга необходимо соблюдать финансовую дисциплину. "Вы знаете, человек и система так устроены, если бы можно долги не отдавать, то это было бы вообще замечательно, но существует финансовая дисциплина, существует бюджет каждого субъекта, муниципалитета и существуют законы, которые описывают время, когда заимствуешь и время погашения. Поэтому эти пожелания очевидны, их можно понять, однако финансовая дисциплина заставляет нас вовремя отдавать свои долги и планировать свои расходы", - заявил он.

Для того чтобы поменять график погашения госдолга, по мнению Воробьева, необходимы особые причины. "Всегда хочется поменять то, что тебе неудобно, но жизнь сложнее устроена. Финансовая дисциплина предполагает погашение задолженности в срок, установленный в контракте, в соглашении. Чтобы его поменять, должны быть какие-то особые специальные причины на это. Я, конечно, поддерживаю губернатора (Амурской области - прим. ТАСС), но вместе с тем знаю, что долги нужно гасить в срок и в рамках заключенных соглашений", - отметил Воробьев.

Синхронизация на федеральном уровне

По мнению губернатора ХМАО - Югры Натальи Комаровой, решение об изменении сроков погашения долгов регионов необходимо синхронизировать на федеральном уровне. "Мы не входим в состав тех регионов, для которых эта проблема по жизненным показаниям имеет значение, но я всегда в данном случае поддерживаю коллег, потому что уверена, что они достаточно объективно оценили возможности. И если мои коллеги заявляют о том, что это важно для них, я, скорее, соглашусь с ними, потому что, все, что касается бюджетной политики на сегодняшний день фактически очень серьезно нанизано на вертикаль", - сказала она в интервью ТАСС.

Комарова отметила, что у регионов есть сильная зависимость от решений, которые принимаются на федеральном уровне. "В этой связи важно синхронизировать эти решения, и такая, казалось бы, простая мысль, как график, отрегулированный обеими сторонами, учитывающий возможности обеих стороны, - объективно полезная вещь", - уточнила глава региона.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин считает, что для его региона больше актуальна проблема поддержки бюджетными кредитами на решение текущих задач. "Мы относимся к числу регионов с наименьшей долговой нагрузкой, у нас нет коммерческих долгов. Мы надеемся, что работа с регионами по улучшению качества состояния региональных бюджетов будет строиться не только в контексте сокращения бюджетной задолженности тех регионов, которые долги накопили. Мы нуждаемся в поддержке федерального бюджета, но не с точки зрения облегчения нашего внешнего долга, а в контексте оказания нам большей финансовой поддержки, к примеру, теми же бюджетными кредитами, но не на замещение коммерческих кредитов, а на решение текущих задач, в том числе по выполнению указов президента", - сказал Карлин.

Аудит истории долгов

Изменение графиков выплаты регионами бюджетных кредитов должно происходить после проведения аудита истории долгов и внимательного анализа экономики региона, считает губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. "Здесь (в вопросе изменения графика погашения бюджетных долгов - прим. ТАСС) надо очень внимательно разбираться и проводить аудит истории долгов каждого региона. И если это долги, связанные с тем, что регион оказался в сложной ситуации, потому что сложилась так экономика, что недополучались и недопоступали налоги в бюджет - это одно. А если налоги в бюджет поступали согласно плану-графику, утвержденным финансовым планам, но при этом росли долги, значит в истории виноват регион. В этом случае говорить о том, чтобы за счет других регионов (а это же пытаются сделать, в том числе, и за счет успешных регионов) гасить просроченные долговые обязательства - это, конечно, неправильно", - сказал Дрозденко.

Увеличение срока кредитов

В Сбербанке считают, что облегчить процесс расчета по долгам регионам может помочь увеличение срока кредитования до 30 лет. "Ситуация с региональными долгами стабилизировалась. Не могу сказать, что ситуация с этими долгами была патовая, она была рабочая. В целом более менее нормально", - сказал в интервью ТАСС старший управляющий директор, начальник управления по работе с субъектами РФ Сбербанка России Михаил Чачин.

По данным, озвученным заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком, общий объем регионального долга оценивается в 2,3 трлн рублей, из них около 41% составляет задолженность перед федеральным бюджетом. Козак заявил, что проведенная правительством инвентаризация расходных полномочий выявила 33 региона с высоким уровнем долга, уровень бюджетной обеспеченности которых даже после выравнивания не позволяет финансировать на среднероссийском уровне возложенные на региональные власти функции.

Таким образом, высокий уровень долга обусловлен объективным дефицитом бюджетов. В отношении этих регионов, по его словам, принято решение в приоритетном порядке оказать дополнительную финансовую помощь в виде бюджетных кредитов для реструктуризации коммерческих долгов. На 2017 год на предоставление бюджетных кредитов предусмотрено 200 млрд рублей.