3 октября 2016, 17:24
Кризис на Украине

МВФ: Россия - крупнейший кредитор Киева в его антикризисной программе

AP Photo/ Manu Brabo
Всего за период действия программы в 2015-2018 годах Киев должен $4,419 млрд официальными двусторонними кредиторами, 71,3% этой суммы приходятся на долю России

ВАШИНГТОН, 3 октября. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Россия остается крупнейшим официальным двусторонним кредитором Украины в рамках антикризисной программы, второй обзор которой завершился 14 сентября в МВФ без согласия Москвы. Об этом свидетельствуют программные документы, которые были подготовлены к сентябрьскому заседанию.

Как свидетельствуют документов, всего в период действия программы в 2015-2018 годах с Киева причитается в счет долгов перед официальными двусторонними кредиторами $4,419 млрд. При этом $3,15 млрд из этой суммы (71,3%) приходятся на долю России. Но $2,94 млрд из российского кредита отнесены на "списание задолженности". В таблице сделано примечание, что "оценка списания долга основана на предложении, сделанном Украиной России в январе 2016 года".

Украина также обязана в программный период обслуживать долги перед Китаем ($638 млн), Канадой ($226 млн ), Южной Кореей ($171 млн ), США ($146 млн), Японией ($59 млн) и Германией ($28 млн). Об их списании речи ни в одном случае не идет.

В то же время несколько стран предоставляют Киеву в 2015-2018 годах дополнительное финансирование: США ($2 млрд), Япония ($931 млн), Германия ($749 млн), Швейцария ($200 млн), Канада ($167 млн), Швеция ($100 млн), Турция ($50 млн ). МВФ учитывает все эти источники финансирования украинской программы. Но в любом случае российская доля в таком финансировании оказывается, по его оценке, равной 41,2%. Для сравнения доля США составляет 28%, а у Китая она вообще равна нулю.

Ключевая поддержка

До недавних пор предоставлять дополнительное финансирование странам с просроченной суверенной задолженностью в Фонде вообще было запрещено. На фоне украинского кризиса и отказа Киева погашать долги перед Москвой это ограничение отменили. Хотя российский кредит Украине, как признается в документах, еще в декабре 2015 года "был признан Советом директоров МВФ официальным", а с февраля нынешнего года Россия добивается возвращения займа через британский суд.

Благодаря отмене запрета обзор украинской программы был в сентябре завершен "в порядке исключения", несмотря на невыполнение программного требования о "ненаращивании просроченной задолженности по внешним долгам". По итогам Киеву выделили кредитный транш в объеме около $1 млрд. Россия заранее предупреждала, что станет голосовать против такого решения.

В документах МВФ раскрывается подоплека этого решения. Прежде всего в них подчеркивается, что "безотлагательная финансовая поддержка со стороны Фонда считается критически важной". "В условиях исключительно сильного нажима на платежный баланс и финансового разрыва в размере приблизительно $25 млрд на остающийся программный период финансовая поддержка со стороны Фонда рассматривается как ключевая, вне зависимости от финансовой поддержки со стороны международного сообщества", - указывают эксперты МВФ.

Кроме того, на их взгляд, Украина "прилагает усилия в духе доброй воли для достижения договоренности с кредитором о вкладе, соответствующем параметрам поддерживаемой Фондом программы". Получается, что критерием служит добросовестность по отношению к интересам не кредитора, а программы, т.е. в конечном счете - самого должника.

И, по мнению аппарата Фонда, это требование выполняется, поскольку Украина "приветствовала предложение Германии выступить в качестве посредника и проявила готовность к участию во встречах, направленных на продвижение вперед двусторонних переговоров". Последняя такая встреча состоялась еще в марте текущего года, следующие, согласно документу, "намечаются на предстоящие месяцы". Кроме того, Фонд заносит в актив Киеву то, что "условия, предложенные украинскими властями, соответствуют программным целям по финансированию и долгам".

Исключительный характер спора

В отчете делается вывод о том, что "решение о выделении финансирования, несмотря на наличие просроченной задолженности, как ожидается, не будет иметь чрезмерных негативных последствий для способности Фонда привлекать официальное пакетное финансирование в будущих случаях". Специалисты МВФ ссылаются на "исключительный характер нынешнего спора", а также на "попытки его своевременного урегулирования".

При этом обосновывая этот шаг, идущий вразрез с интересами России, они отмечают большой вклад, который Москва ранее вносила в 17 программ МВФ по облегчению долгового бремени беднейших стран-должников (так называемая инициатива HIPC).

Авторы документов утверждают, что украинская программа "остается полностью профинансированной на ближайшие 12 месяцев" и имеет "хорошие перспективы" на остальной срок. В частности, по их словам, за второе полугодие 2016 года Киев должен разместить евробонды на $1 млрд под гарантии США, получить второй транш "макрофинансовой поддержки" от ЕС на €600 млн, а также еще $100 млн в виде займа швейцарского центробанка украинскому.

Кроме того, до конца года ожидаются кредитные гарантии Всемирного банка "Нафтогазу" на полмиллиарда долларов "для облегчения импорта газа". И это в дополнение к $300 млн, которые уже выделил на эти цели Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

"Наконец, хотя просроченная задолженность перед Россией частично финансирует программу, это, как ожидается, должно смениться реструктуризацией находящихся у России бондов в соответствии с программными параметрами", - указывается в отчете МВФ.

Выделяя кредиты Украине, Фонд исходит из того, что его собственные деньги должны к нему вернуться. "По базовому сценарию способность Украины рассчитаться с Фондом остается адекватной, хотя и подверженной большим рискам", - указывается в отчете.

Согласно документу, "возвратные платежи Фонду за ближайшие пять лет должны достигнуть пика в 2018 году на посильном уровне в 8,1% резервов" Киева.

Фонд рассчитывает на реструктуризацию долга

МВФ не рассчитывает на полное списание долга Украины перед РФ, речь идет о реструктуризации, уточнили ТАСС в Фонде.

"Мне кажется, здесь какое-то недоразумение, - сказал руководитель миссии Фонда для Украины Рон ван Роден. - Нет совершенно никаких ожиданий 100-процентного списания долгов. Предлагается реструктуризация задолженности. Это совершенно другое дело".

"Никто и не просит о стопроцентном списании долгов", - повторил Ван Роден. Он напомнил, что и договоренность Украины с частными кредиторами не предполагает подобной меры..

Ван Роден в ходе брифинга сказал: "Эта таблица (из документов к заседанию фонда - прим.ред.) показывает только то, что мы исходим из того, что существующая задолженность по евробондам, подлежавшая уплате в декабре прошлого года, будет реструктурирована. Что касается условий реструктуризации, мы исходили из того предложения, которое было сделано украинской стороной. Потому что это предложение соответствует параметрам программы". Имеется в виду антикризисная программа Киева, поддерживаемая МВФ.

Представитель МВФ заверил, что Фонд не встает ни на чью сторону в долговом споре между Россией и Украиной. "Мы не участвуем в дискуссиях между двумя сторонами" на эту тему, сказал он