Все новости

Минфин предлагает снизить расходы бюджета на оборону более чем на 1 трлн рублей

В настоящее время они составляют 3,9 трлн рублей, к 2019 году планируется снизить до 2,8 трлн рублей

МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Минфин РФ предлагает снизить расходы бюджетной системы на национальную оборону с 3,9 трлн руб. в 2016 г. до 2,8 трлн руб. в 2019 г. Об этом говорится в проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Предлагается поэтапное снижение с 3,88 трлн рублей в 2016 г. до 2,84 трлн рублей в 2017 г., до 2,72 трлн рублей в 2018 г. и 2,81 трлн рублей в 2019 г.

Расходы на здравоохранение сократятся с 466 млрд руб. в 2016 г. до 381 млрд рублей в 2017 г., 398 млрд рублей в 2018 г. и 364 млрд руб. в 2019 г. Сокращение финансирования здравоохранения из бюджета идет параллельно с увеличением финансирования этой сферы из Фонда обязательного медицинского страхования, которое должно проходить ежегодно.

На что будут повышены расходы

В то же время предлагается повысить расходы бюджетной системы на социальную политику с 4,6 трлн рублей в 2016 г. до 5 трлн рублей ежегодно на период 2017-2019 гг. Расходы на образование Минфин предложил увеличить с 558 млрд рублей в 2016 г. до 568 млрд рублей в 2017 г., 589 млрд рублей в 2018 г. и 586 млрд рублей в 2019 г.

По данным министерства, доля расходов на социальную политику, в том числе расходы на пенсионную систему, содержание госаппарата, оборону и безопасность, в структуре расходов бюджета РФ выросла на 10 п. п. с 2008 года. 

"Доля непроизводительных расходов - т.е. расходов на социальную политику, включая расходы пенсионной системы, а также расходы на обеспечение государственного аппарата, включая оборону и безопасность, за период с 2008 года выросла с 49% до 59%", - отмечается в проекте документа.

Курс рубля

При условии отсутствия серьезных шоков, министерство ожидает стабильный курс рубля к доллару в ближайшие три года. "Ожидается, что в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке сохранятся вблизи структурно сбалансированного уровня (нефть марки Urals - $40 за баррель), в то время как курс рубля к доллару будет оставаться стабильным в реальном выражении", - отмечается в документе.

Курс рубля с начала 2016 года стал заметно стабильнее. В частности, историческая месячная волатильность пары доллар/рубль сократилась с 31,7% в феврале до 11,5% по состоянию на 20 сентября. Курс доллара с апреля остается в относительно узком диапазоне - примерно 63-67 рублей за доллар.

Минфин РФ считает наиболее вероятным сценарий, при котором цены на нефть стабилизируются на уровне $40-50 за баррель в долгосрочной перспективе. "Стабилизация нефтяных цен в долгосрочной перспективе на уровне $40-50 за баррель в постоянных ценах (2016 г.) представляется наиболее вероятным сценарием", - говорится в документе.

Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщал, что в проект трехлетнего бюджета Минфин верстал исходя из консервативных оценок, без лишнего оптимизма. В частности, министр говорил о том, что цена на нефть, заложенная в бюджет на весь трехлетний период, составит $40 за баррель.

Дефицит бюджета

Минфин также прогнозирует дефицит консолидированного бюджета в 2016 году на уровне 4% ВВП. 

"По итогам 2016 года структурный первичный дефицит консолидированного бюджета составит около 4,0% ВВП, а расходы консолидированного бюджета с уровня в 35% ВВП в 2013 году по итогам 2015-2016 годов достигнут 37% ВВП", - отмечается в документе.

Ранее Минфин РФ в проекте поправок к бюджету-2016 закрепил увеличение дефицита федерального бюджета России до 3,66% ВВП: министерство прогнозирует увеличение дефицита в 2016 г. более чем на 670 млрд руб. - с 2,3 трлн руб. до 3 трлн руб.

В поправках также повышена оценка объема ВВП в 2016 г. до 82,815 трлн руб. с 78,673 трлн руб. Также Минфин закладывает в поправки к бюджету-2016 увеличение расходов более чем на 300 млрд руб. до 16,4 трлн руб. и снижение доходов на 370 млрд руб. до 13,3 трлн руб.

Об увеличении бюджетных расходов

Увеличение бюджетных расходов на фоне высоких цен на нефть рискованно, считают в министерстве. "Любое последующее снижение нефтяных цен с высокой вероятностью приведет к кризисным последствиям, похожим на события 2014-2015 годов", - говорится в документе. Такое развитие событий вероятно, если будет принято решение об увеличении объема бюджетных расходов в случае реализации сценария роста нефтяных цен, поясняет Минфин.

"Экономика начнет движение к равновесию, аналогичному равновесию 2014 года, характеризующемуся низкими темпами экономического роста, низкой рентабельностью ненефтегазовой промышленности и высокой зависимостью от волатильности внешнеэкономической конъюнктуры", - разъясняется в проекте.

Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял, что необходимо снижать зависимость экономики России от волатильности сырьевых рынков. Для этих целей Минфин, в том числе, разрабатывает новое бюджетное правило, которое может быть начать работать с 2020 года.

Рост экономики РФ

Минфин РФ прогнозирует рост экономики России в среднесрочной перспективе на 1,5% ВВП. "Наложение внутренних ограничений для экономического развития на ожидаемые внешние условия позволяют прогнозировать темпы роста экономики на среднесрочном горизонте в среднем в пределах 1,5% в год", - отмечается в документе.

Как сообщалось ранее, Минфин закладывает в трехлетний бюджет динамику роста ВВП на 0,6% в 2017 году, 1,7% в 2018 году и 2,1% в 2019 году.