МОСКВА, 21 октября. /Корр. ТАСС Татьяна Виноградова/. Эксперты, опрошенные ТАСС, поддержали введение в России налога на «серые деньги» за пользование социальной инфраструктурой, однако для реализации этой идеи они предлагают дождаться лучших времен, когда экономика и зарплаты россиян войдут в устойчивый рост.
Источник ТАСС в правительстве РФ заметил, что этот сбор нельзя называть «налогом на тунеядство» или «налогом на неработающих», поскольку взимать его планируется с работающих граждан, которые получают зарплату в конвертах или ведут неофициальный бизнес.
По официальной статистике, около 13−15 млн граждан РФ не уплачивают взносы во внебюджетные фонды без социально оправданных причин. По словам источника, из этого количества к уплате налога можно будет привлечь около 5 млн человек, что позволит пополнить бюджет на 100 млрд рублей, если учитывать, что размер налога может составить около 20 тысяч рублей.
Не время вводить налоги
Директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева уверена, что вводить такой налог необходимо, выравнивая тем самым социальные права и обязательства граждан. «Такой подход, он правильный, и выравнивать социальные права к социальным обязанностям нужно. Глубоко неправильно, когда люди не участвуют в пополнении Пенсионного фонда, а потом, достигнув пенсионного возраста, в полном объеме требуют от государства всех выплат», — сказала ТАСС Малева. По ее словам, введение такого налога также позволит освободить регионы от необходимости уплачивать взносы за тех, кто получает зарплаты в конвертах или ведет неофициальный бизнес.
В то же время Малева заметила, что сейчас не самое лучшее время для введения новых налогов и взносов для населения. «Доходы у населения все меньше, а сборов и налогов все больше. Разумнее делать это на возрастающем тренде зарплат и доходов. Надо дождаться момента, когда экономика войдет в устойчивый рост», — добавила она.
Черта бедности
В свою очередь, начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы этого же института Елена Гришина заметила, что вопрос о введении такого налога давно обсуждается в экспертном сообществе.
«Мы рассматривали во время работы с ПФР меру в виде налога или фиксированного платежа в счет уплаты взносов на формирование страховых пенсий. Экономически неактивный человек не уплачивает страховые взносы в ПФР, и когда подходит время выхода на пенсию, он приходит в ПФР за государственной пенсией, которая выплачивается ему за счет средств других людей. Это не позволяет сбалансировать бюджет ПФР. При этом население хочет получать приемлемый уровень пенсии», — сказала Гришина и добавила, что «это были обсуждения, решений нет».
Она отметила, что по итогам обсуждения эксперты провели специальное исследование о целесообразности введения этого сбора. «Проведен анализ, который показал, что для некоторых категорий граждан уплата такого налога или взноса будет дополнительной нагрузкой. Важно соблюдать баланс, рассчитать величину платежа так, чтобы эти люди не оказались за чертой бедности и нам потом не пришлось компенсировать им потери соцдоплатами из государственной казны», — сказала эксперт. По ее словам, в ходе обсуждений предполагалось, что такой сбор мог бы составить около 20 тысяч рублей в год.
«Но на этапе кризисных явлений этот налог нецелесообразно вводить, чтобы не допустить ухудшения материального состояния граждан. На этапе экономической стабилизации и роста — возможно», — добавила Гришина.
Борьба за налог
Гришина также заметила, что пока не закрыта дискуссия о том, куда следует направить доходы от нового сбора, на который претендуют и ПФР, и ФОМС. «На мой взгляд, эта сумма могла бы сбалансировать бюджет только одного фонда», — добавила она.
Однако Малева не согласна с таким подходом и считает, что доходы от нового налога, если он будет введен, «должны расщепляться между фондами». Представитель пенсионного фонда заявил ТАСС, что в «фонде рады каждой копейке», чтобы обеспечить своевременную и бесперебойную выплату пенсий и пособий. Социальный вице-премьер Ольга Голодец ранее утверждала, что доходы от налога на социальную сферу должны пойти именно на балансировку бюджета ФОМС.
Кроме того, как отметила Гришина, при разработке законопроекта придется решить вопрос о том, как будет уплачиваться этот налог: ежегодно или раз в месяц, будет ли он фиксированным или будет ежегодно пересматриваться правительством, кто будет заниматься его администрированием и контролировать исполнение.
Льготные категории
Эксперты единодушны во мнении, что наибольшая сложность при разработке законопроекта возникнет при определении категорий людей, которые должны будут уплачивать этот налог.
Преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Михаил Горст отметил, что среди них есть те, кто работает скрытым образом, например ремонтирует в своем гараже автомобили, стрижет или делает маникюр на дому, получает доход и при этом не платит взносы в фонды, а есть и те, кто не работает по уважительной причине, например, женщина- домохозяйка, занимающаяся воспитанием детей. По мнению Горста, наряду с инвалидами, студентами, женщинами в декретном отпуске и солдатами-срочниками будет также справедливо освободить от уплаты этого налога и женщин с детьми, ведущих домашнее хозяйство.
Напомним, что ранее вице-премьер правительства Р. Ф. Ольга Голодец в ходе правительственного часа в Совете Федерации в конце сентября 2016 года заявила о том, что в настоящее время прорабатывается концепция законопроекта о налоге на «серые деньги» для людей, получающих «серый» доход, но при этом не уплачивающих взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
В Минтруде утверждают, что такого законопроекта пока нет и в ближайшие три года вводить его не планируется. Так, например, в бюджете РФ на 2017−2019 годы не заложены доходы от налогов с неработающих граждан. Сегодня министр труда и социальной защиты Р. Ф. Максим Топилин заявил, что размер такого налога мог бы составить 20 тысяч рублей в год.