31 ОКТ, 01:39

Эксперты: год без авиасообщения РФ с Египтом ударил по чартерным авиакомпаниям

АРЕ всегда был основным выездным безвизовым направлением для россиян в силу близости расположения столь комфортного для пляжного туризма региона и низкой по сравнению с другими курортами цены

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Закрытие воздушного сообщения между Россией и Египтом после трагедии, произошедшей 31 октября 2015 года, привело к сложным экономическим последствиям для туризма и чартерных авиакомпаний, ряд из них даже был вынужден уйти с рынка. Египет всегда был основным выездным безвизовым направлением для россиян в силу близости расположения столь комфортного для пляжного туризма региона и низкой по сравнению с другими курортами цены.

По оценке Российского союза туриндустрии (РСТ), за последние десять лет Египет ниже второго места не опускался. На первом была Турция. Тем не менее Египет - самое главное зимнее направление у россиян, напоминают эксперты РСТ (1 млн 200 тысяч россиян в 2015 году). Но решение прекратить полеты по излюбленному для россиян маршруту было продиктовано сложными реалиями террористической опасности.

Самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, 31 октября 2015 года потерпел катастрофу над Синайским полуостровом. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории отечественной авиации. Причиной крушения А321 стал теракт, совершенный с помощью самодельного взрывного устройства мощностью до одного кг в тротиловом эквиваленте.

Ситуация для туризма и чартеров осложнилась еще и ноябрьскими событиями 2015 года в сфере политического конфликта между Россией и Турцией из-за сбитого военного самолета СУ-24 над территорией Сирии. Туристические чартеры перестали летать и на этот популярный у россиян курорт в условиях введенных Россией санкций. Конфликт с Турцией разрешился летом 2016 года. Чартерное сообщение постепенно начало восстанавливаться.

Авиасообщение с Египтом заморожено

Буквально за три дня до годовщины трагедии министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что решение о возобновлении авиасообщения с Египтом может быть принято до конца года. Для этого потребуется очередной выезд в эту страну российских специалистов, которые составят доклад об уровне безопасности авиасообщения с Египтом - документ будет представлен руководству России. Он не исключил, что "это может быть сделано в канун новогодних праздников", но все зависит от египетской стороны.

Соколов отметил, что осталось решить единичные вопросы в трех египетских аэропортах в Каире, Шарм-эш-Шейхе и Хургаде, в частности, вопрос автоматической системы биометрического контроля прохода персонала в чистую зону. "Все зависит от них (египетских коллег - прим. ТАСС), как быстро они будут решать весь комплекс мероприятий. Мы тормозить процесс не будем", - подчеркнул министр.

Таким образом, решение о возобновлении полетов дается непросто, так как террористическая угроза в южных регионах мира не снижается. То есть мир, где туристам были гарантированы не только отдых, комфорт, но и безопасность, сильно изменился.

Глава Ростуризма Олег Сафонов в этой связи заявил ТАСС: "Я искренне надеюсь, что катастрофа над Синайским полуостровом стала уроком для всех стран, принимающих туристов, что повсеместно будут приняты необходимые меры для защиты путешественников от террористической угрозы и туризм во всем мире останется олицетворением свободы передвижения, позитивных эмоций".

Проблемы чартерных авиакомпаний

"Закрытие авиасообщения с Египтом ударило по чартерным перевозчикам. Этот рынок до сих пор не пришел в себя, пассажиропоток на международных направлениях падает сейчас у всех авиакомпаний. Но если крупные перевозчики смогли в какой-то степени нивелировать это ростом внутренних перевозок, то чартерные авиакомпании ничего противопоставить не могут", - отметил исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Специализированные чартерные авиакомпании в основном являются подразделениями крупных туроператоров, пояснил научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

"На них серьезно повлиял как запрет полетов в Египет, так и запрет на выполнение чартерных перелетов в Турцию. Частично они попытались переориентироваться на внутренний турпоток, кто-то на европейские направления, кто-то ловит совершенно неожиданные потоки, например, I fly работает фактически на транзите китайских туристов через Москву в Европу", - отмечает он.

Также некоторые авиакомпании постепенно пытаются начать регулярный бизнес - например, Nordwind и "Икар", добавляет Крамаренко.

Но это временные решения: все перевозчики ожидают открытия к зиме Египта и нового сезона (весна - осень) перелетов на турецкие курорты, резюмируют эксперты.

Судьба "Когалымавиа"

По словам Пантелеева, сильнее всего закрытие полетов в Египет отразились на самой авиакомпании "Когалымавиа", чей самолет пострадал от рук террористов.

Катастрофа поначалу ударила по ее имиджу: не сразу стало понятно, что крушение произошло из-за теракта. На Египет приходилась существенная доля бизнеса компании, и найти новые рынки ей не удалось. Дело дошло до остановки полетов. Также серьезно пострадала, но устояла I fly, потеряли пассажиров Nordwind и "Икар". Вместе с этим, неплохо справились с ситуацией AZUR air и Royal Flight, отметил Пантелеев.

Пострадали также и региональные аэропорты, утверждает Пантелеев. Если туристы из Москвы, состоятельные путешественники, переориентировались на другие страны, то в регионах таких людей не так много.

Поддержка авиакомпаний

Крупные игроки на рынке пытались облегчить себе жизнь после закрытия египетского направления. Так, например, крупнейшая ассоциация авиакомпаний РФ АЭВТ (Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта) заявила, что потери перевозчиков только до конца 2015 года составят 9 млрд рублей от закрытия Египта. Также ассоциация направила письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность обнуления НДС на внутренних воздушных линиях, увеличить размер возмещаемого из бюджета РФ акциза на топливо, компенсировать процентные ставки по кредитам в российских банках.

Наибольшую поддержку со стороны Минтранса России вызвала идея обнуления НДС на внутренних авиалиниях (на данный момент НДС снижен до 10%). Министерство не раз обсуждало такой метод поддержки отрасли, но на данный момент согласия со стороны правительства он так и не нашел.

Без банкротств

Как отметила в разговоре с ТАСС пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, "самый главный вывод, который можно сделать по этому периоду без Египта, это то, что отрасль показала удивительную живучесть".

"Не было банкротств, хотя Египет самое популярное направление наравне с Турцией. Отрасль переживает тяжелейшей период, начиная со второй половины 2014 года, когда пошли массовые банкротства. И закрытие Египта было одной из последних капель, и тем не менее после той череды банкротств, которую мы пережили в 2014 году, их практически больше не было", - сказала Тюрина.

То есть, по ее словам, "отрасль сконцентрировалась перед таким ударом, диверсифицировалась, ужалась, сократилась". Компании уходили с рынка, но уходили без ущерба для туристов, добавила эксперт.

По данным РСТ, за последние два года количество туроператоров, работающих на всех выездных направлениях, сильно сократилось - примерно на 65%. "Если в 2014 году их было 2050, то сейчас в "Турпомощи" (фонд солидарной поддержки туроператоров - прим. ред.) - 721 туроператор всего по выездному туризму", - сказала Тюрина, отметив, что "это не означает, что все остальные ушли с рынка: многие из них остались, но работают без фингарантий".

Турфирмы потеряли самый массовый товар - Египет, но и следом Турцию, сократились процентов на 60. Они поменяли офисы, они сократили персонал, урезали зарплату, рекламу. "Они ужались, насколько возможно, чтобы пережить этот период", - посетовала представитель РСТ. Она также добавила, что кроме туроператорского рынка, сократился и агентский рынок, по экспертным оценкам, как минимум на 35%.

Поворот к внутреннему туризму

При этом в отсутствие Египта многие туроператоры повернулись к внутреннему туризму, и внутренний туризм пережил небывалый подъем, продолжила описывать последствия "потери" Египта Тюрина. Но вот уже следующий год операторы по внутреннему туризму считают, что будет для них тяжелым: во-первых, из-за Турции, если она будет "работать" летом, во-вторых, из-за возможного открытия Египта, которое неизвестно когда может произойти, но, вероятно, произойдет. Очевидно, что эти направления заберут огромное количество туристов, уверена представитель союза.

В выигрыше другие направления

За минувший год, по словам Тюриной, "кусок египетского пирога" получили другие и до того популярные направления - Таиланд и Вьетнам. Большой приток туристов получили Тунис и отчасти Марокко. Но все равно это не тот продукт, это не та емкость рынка, это другая цена, считает представитель РСТ. "Поэтому альтернативы Египту, который много лет является самым популярным зимним направлением, как мы уже поняли, найти сложно, и поэтому если его откроют, то народ туда вернется", - подчеркнула Тюрина.

Читать на tass.ru
Теги