Эксперт: создание единых расчетных центров наведет порядок в системе ЖКХ Северного Кавказа
Председатель регионального отделения "Опоры России" в Кабардино-Балкарии Альберт Кильчуков рассказал ТАСС о том, как создание ЕРИЦ смогут решить проблему задолженности за услуги ЖКХ в СКФО
Совокупный объем долгов регионов РФ за услуги жилищно-коммунального хозяйства - более 1 трлн рублей. Особо напряженная ситуация сложилась на Северном Кавказе. Власти региона прилагают все усилия, чтобы решить проблему.
Ее масштабы накануне в интервью ТАСС признал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. По его словам, в регионе годами складывалась практика, когда за услуги ЖКХ можно было не платить, не опасаясь серьезных штрафных санкций. "Сейчас мы с руководством "Газпрома" и "Россетей" проводим колоссальную работу, чтобы вычистить ряды их же работников, которые нечисты на руку и умудряются брать 20–50% в карман", - отметил он в частности.
Председатель регионального отделения общественной организации "Опора России" в КБР Альберт Кильчуков убежден, что для упорядочивания системы платежей за услуги ЖКХ на Северном Кавказе важно развивать практику единых расчетных центров:
«Почему в субъектах СКФО такая плохая платежная дисциплина? Ведь более-менее относительный порядок в этой области уже удалось навести практически по всей стране. Ответ для меня очень прост. Везде, где в субъектах налажена дисциплина платежей, присутствует такая структура, как единый расчетно-информационный центр в системе ЖКХ (ЕРИЦ).
Если задуматься, почему, к примеру, у Карачаево-Черкесии погашение долгов по капремонту – 60-70%, а у Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ингушетии – 5-10%? Весь ответ в том, что в городе Черкесске есть единый расчетный центр, и он собирает порядка 95% за все коммунальные платежи.
Создание ЕРИЦ позволит все средства за коммунальные платежи перевести в безналичный расчет. Не секрет: все, что мы собираем за наличные деньги, до кассы предприятия не доносится, тратится не всегда так и не туда. При контроле безналичных поступлений появится возможность также задавать вопросы ресурсоснабжающим организациям. Ведь в любом тарифе заложена так называемая инвестиционная составляющая, на которую наши энергетики должны проводить модернизацию сетей, газовики прокладывать или менять новые трубы, а тепловики – котельные. При отсутствии учета обветшание инфраструктуры ЖКХ очень просто объяснять неплатежами. И компаниям нельзя ничего предъявить.
Убежден, что создание ЕРИЦ – это отправная точка в наведении порядка с долгами в системе ЖКХ на Северном Кавказе. В системе жилищно-коммунального хозяйства должен оставаться механизм государственно-частного партнерства: открывать такие центры нужно под жестким контролем государства.
Кроме того, нам надо также понимать, что долги – это не проблема республики. Это проблема ресурсоснабжающих организаций, которые до сих пор не навели порядок в своей отрасли. У этих компаний много дутых цифр. Дело в том, что когда мы создаем ЕРИЦ, условный абонент Иванов, проживающий по улице Ленина, д.1 в документах должен проходить и у газовиков, и у энергетиков, и у теплоэнергетиков именно как абонент Иванов, проживающий по адресу Ленина, д.1. И желательно, чтобы эти данные также совпадали с базой Росреестра.
Что мы имеем в реальности? Колоссальные расхождения. Понятно, что снабжение у ресурсников идет по-разному. Несмотря на различные подходы, исходное число домов и плательщиков должно быть одинаковым, иначе возникает огромное количество дисбаланса, исчисляющегося миллионами рублей.
Еще один положительный момент при создании системы ЕРИЦ – психологический. Когда человек получает одну квитанцию, где по пунктам обозначены все платежи, эта цифра воспринимается проще. Квитанции в ЕРИЦ дублируют и всегда можно проверить спорные вопросы, а значит, у компетентных ведомств появляется обоснованность и возможность защитить интересы людей.
Убежден, что создание ЕРИЦ – это отправная точка в наведении порядка с долгами в системе ЖКХ на Северном Кавказе. В системе жилищно-коммунального хозяйства должен оставаться механизм государственно-частного партнерства: открывать такие центры нужно под жестким контролем государства.
Поручение о проработке этого вопроса уже давалось еще в прошлом году прежним полпредом в СКФО. Но вопрос так и повис в воздухе. Думаю, что сегодня процесс создания ЕРИЦ должен взять под свой контроль Минкавказ, который недавно возглавил межведомственную группу по развитию топливно-энергетического комплекса СКФО: инициировать создание типового единого расчетно-информационного центра во всех субъектах, привлечь коммерческие структуры, разработать единое программное обеспечение и методику. Как только мы зафиксируем эту ситуацию, начнем получать по республикам конкретные денежные потоки".