Госдума обсудит законопроект об онлайн-кинотеатрах
Авторы инициативы, в частности, предлагают установить ограничения в 20% на иностранное владение онлайн-кинотеатрами
МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Госдума в пятницу обсудит в первом чтении законопроект, который устанавливает ограничение в 20% на иностранное владение онлайн-кинотеатрами и вводит для них целый ряд ограничений. Инициатива была внесена депутатами Шамсаилом Саралиевым ("Единая Россия") и Андреем Луговым (ЛДПР) в конце ноября прошлого года.
Что предлагается
К онлайн-кинотеатрам отнесены "сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату)".
Законопроект вводит ограничение иностранного контроля (иностранного участия) над организаторами аудиовизуальных сервисов, которые посещаются ежедневно в течение месяца более чем 100 тыс. интернет-пользователями на территории РФ либо которые предназначены преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного региона РФ, и чья аудитория ежедневно в течение месяца составляет более 20 тыс. человек. Такие онлайн-кинотеатры будут подлежать включению в специальный реестр. Исключение (в правиле об ограничениях на иностранное владение) оговаривается для сервисов, которые созданы в соответствии с законом о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для организаторов сервисов, предоставляющих доступ преимущественно к контенту, размещаемому физическими лицами.
Запреты и контроль
Депутаты также считают необходимым запретить использовать онлайн-кинотеатры в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих гостайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и иной запрещенной в РФ информации.
Устанавливается механизм удаления по требованию пользователя распространяемой с нарушением законодательства РФ информации, являющейся недостоверной, содержащей сведения о частной жизни гражданина, а также сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию (право на "забвение"). Законопроект также вводит обязанность классификации и маркировки распространяемого онлайн-кинотеатром контента в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Контроль за соблюдением этих требований будет осуществлять Роскомнадзор. Этот орган наделяется полномочиями направлять организаторам сервисов обязательные для исполнения требования, предупреждения о недопустимости нарушений законодательства, а также правом обращаться в суд с заявлением о запрете сервиса-нарушителя в случаях неоднократного в течение года неисполнения его организатором указанных требований (в том числе о максимальной доле иностранного участия).
Штрафы и исключения
Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор организатором аудиовизуального сервиса сведений либо представление заведомо недостоверной информации планируется карать штрафом для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц - от 50 тыс. до 300 тыс. рублей. Повторное нарушение будет грозить штрафом для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток.
Требования законопроекта "не будут распространяться на аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к пользовательскому контенту, ввиду невозможности полноценного контроля со стороны организатора сервиса за его содержанием", а также на интернет-поисковики.
Позиция правительства РФ и комитета Госдумы
Правительство РФ, а также думский комитет по информполитике поддержали документ, но указали на необходимость его доработки ко второму чтению.
В частности, "необходимость ограничения доли иностранного участия в уставном капитале юридического лица, которое может выступать организатором аудиовизуального сервиса, требует дополнительных оснований", подчеркивается в официальном отзыве кабмина. Кроме того, следует уточнить используемые в законопроекте понятия "аудиовизуальный сервис", "аудиовизуальная продукция" и "формирование аудиовизуальной продукции", сказано в заключении за подписью вице-премьера - руководителя аппарата правительства Сергея Приходько.
Председатель профильного комитета Госдумы Леонид Левин, со своей стороны, отметил, что "в дополнительном обсуждении нуждается положение об обязанности организатора аудиовизуального сервиса удалять по требованию пользователя распространяемую с нарушением российского законодательства информацию, являющуюся недостоверной, содержащую сведения о частной жизни гражданина, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию".