19 января 2017, 19:30,
обновлено 20 января 2017, 10:00

"Россия в мире": чем запомнится российская сессия в Давосе

AP Photo/ Michel Euler
Российская сессия под названием "Россия в мире" прошла в четверг при переполненном зале

Мировые лидеры и руководители глобальных компаний ежегодно собираются в Давосе, швейцарском горнолыжном курорте, для обсуждения основных тенденций в экономике и политике. Нынешний, 47-й Всемирный экономический форум (ВЭФ) собрал 2,5 тыс. бизнесменов из 140 стран, а также около 50 глав государств. Российская сессия под названием "Россия в мире" прошла в четверг, 19 января, при переполненном зале: свободные места закончились сразу после того, как 4 января открылась возможность регистрации на сессию. Участие в ней приняли первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, председатель совета директоров компании "Юлмарт" Дмитрий Костыгин и генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. К ним также присоединились Рэй Далио, основатель и сопредседатель инвестиционной группы Bridgewater Associates, и Мирослав Лайчак — министр иностранных дел Словакии. ТАСС рассказывает о самых главных моментах российской сессии. 

Контекст

Еще до начала российской сессии было известно, какие акценты будут расставлены в повестке делегации РФ: на официальном уровне речь пойдет о привлечении инвестиций, ну а между строк будет обсуждаться вопрос о снятии антироссийских санкций. Это подтверждают слова нового министра экономического развития Максима Орешкина, который активнее всего выступал на различных мероприятиях форума. В беседе с журналистами Bloomberg Орешкин отметил, что инвесторы, отказывающиеся вкладывать деньги в Россию сегодня, впоследствии могут пожалеть о своем решении. Он также признал, что смягчение режима антироссийских санкций непосредственно повлияет на курс рубля, но колебания при этом будут небольшими. 

Многие думают, что Россия продолжит демонстрировать не самые лучшие экономические показатели, которые имели место в последние два года. Но мы должны удивить. Тот, кто не будет инвестировать в Россию сейчас, пожалеет об этом потом
Максим Орешкин
Министр экономического развития РФ

Орешкин, судя по его высказываниям, должен показать миру новое, молодое лицо России: "Я не только тысячелетник, я тысячелетник из России. Это большая разница, типичный миллениал. Я начал пользоваться компьютером с детства. Интернет у меня появился в подростковом возрасте. Интернет со мной был, по сути, всю жизнь, он у меня в крови". По словам молодого министра, МЭР пытается приводить больше технологий для ускорения внутренних процессов и меняет подход к менеджменту, отходя от "бюрократизма вертикалей".

Крупнейшие российские банкиры, прибывшие в Давос, также говорили о снятии антироссийских санкций: глава Сбербанка Герман Греф выразил надежду на то, что это произойдет в 2017 году, но признал, что на это может уйти больше времени; глава ВТБ Андрей Костин заявил, что рассчитывает по крайней мере на ослабление ограничительных мер. В свою очередь, глава Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергей Горьков сказал, что существует надежда на потепление в экономических связях России и США, но вместе с тем подчеркнул, что в новой стратегии развития банка не заложены моменты, связанные с возможным ослаблением санкционного режима.

В примирительном ключе звучали заявления европейских партнеров России: глава Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти заявил, что он поставит перед акционерами вопрос о возобновлении операций в России через несколько месяцев. По его словам, ЕБРР сможет отреагировать очень быстро на возобновление инвестпроектов, так как банк сохранил команду в России. Напомним, что средства от ЕБРР перестали поступать в 2014 году, когда вступили в силу антироссийские санкции из-за присоединения Крыма.

Вы знаете русских людей лучше, чем я. Санкции в некотором роде имели обратный эффект из-за характера русских людей. Я думаю, что русские готовы были бы есть снег, чтобы выжить. В моем понимании санкции, скорее всего, сплотили вашу нацию вокруг президента
Энтони Скарамуччи
Советник избранного президента США по связям с бизнесом

Что касается американцев, то представители США озвучивали разные позиции по вопросу санкционных мер: действующий госсекретарь США Джон Керри заявил, что санкции "остановили Россию": "Посмотрите на экономические показатели: рубль, инвестиции, демография и еще многое другое. Санкции эффективно работают". Другого мнения придерживаются в команде избранного президента США Дональда Трампа: его советник Энтони Скарамуччи в первом интервью российским СМИ, которое он дал ТАСС, признал, что санкции не работают.

Экономика РФ: рост в 2% недостаточен

Участники дискуссии "Россия в мире" обсуждали место страны в условиях "экономической и геополитической перестройки". Разговор начался с нынешнего состояния экономики РФ. По словам первого вице-премьера Шувалова, Россия успешно прошла период шоков 2014–2015 годов и скоро выйдет на показатель 1–2% роста ВВП. Причем даже такие темпы роста нельзя назвать удовлетворительными: "Мы считаем, 2% для России — рост достаточно низкий". Кроме того, Шувалов напомнил, что накануне на совещании у президента принято решение не направлять возможные дополнительные доходы от превышения планового показателя цены на нефть ($40) на бюджетные расходы, что вносит дополнительный элемент определенности. По оценкам Минфина, эти средства могут составить 1–1,4 трлн рублей.

Вместе с тем первый вице-премьер обратил внимание на то, что на российском рынке нет ни одного "пузыря": "Экономика РФ находится в ситуации полного отсутствия пузырей на всех рынках — ни на рынке недвижимости, ни на рынке бумаг и так далее. Надеемся, что начнется приток прямых иностранных инвестиций". В качестве основной проблемы первый вице-премьер выделил человеческий капитал: "Надо сделать так, чтобы рынок труда адаптировался к мировой конкуренции. Мы понимаем, что здесь мы проигрываем".

Более оптимистично о ситуации в российской экономике отозвался другой участник дискуссии, совладелец интернет-магазина "Юлмарт" Дмитрий Костыгин. По его словам, 2017-й будет для страны "годом золотых лебедей": "Мы с моим бизнес-партнером вкладываем сотни миллионов долларов в Россию в последние несколько лет. Мы видим, что можно опасаться "черных лебедей"… Есть такая басня про премудрого пескаря: всего бояться и осторожничать… А можно искать "золотых лебедей". Костыгин также выразил надежду на то, что при сохранении текущих положительных тенденций "Юлмарт" со временем превратится в российский аналог Amazon.

Россия — ЕС: пора понять друг друга

Модератор беседы выводила ее участников с разговоров об экономике на политические темы, и потому избежать темы санкций не удалось. Министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак признался, что санкции не нравятся многим, но, по его словам, их снятие зависит в первую очередь от России. "С тех пор, как санкции были введены три года назад, не было единства в отношении этих мер. Мы не фанаты санкций, это не лучший инструмент, чтобы добиться наших целей. Но санкции были введены в связи с вмешательством России на Украину, и условия их снятий известны, — подчеркнул глава МИД. — Снятие санкций связано с выполнением минских соглашений. В этом пока нет прогресса, поэтому мы ждем новых переговоров". 

Представители России на эти выпады заняли "оборонительную" позицию. Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев отметил, что санкции не достигли своей цели: они должны были изменить политику России, но они, напротив, сплотили страну. "Мы думаем, что вместе с администрацией Трампа мы сможем начать дискуссии об отмене санкций", — добавил глава РФПИ. Шувалов, в свою очередь, отметил, что власти РФ планируют свою повестку исходя из того, что санкции будут продолжаться, а внешние условия по-прежнему останутся достаточно жесткими. 

Шувалов также напомнил, что даже в самом ЕС есть определенный раскол по этому вопросу, однако РФ не ждет отмены санкций в одностороннем порядке от какой-либо из стран — членов ЕС: "Мы заинтересованы в единой и сильной Европе... Мы с тревогой наблюдаем Brexit и так далее... Нам не нужны никакие трещины между странами — участницами ЕС". РФ со своей стороны непрестанно выражает стремление к сотрудничеству с ЕС и готова к любой форме диалога. "Никогда российская сторона не говорила, что мы прекращаем какой-либо диалог или мы не хотим участвовать в форматах. У нас были соответствующие форматы. Это была инициатива Евросоюза и некоторых других государств", — сказал первый вице-премьер.

По словам Шувалова, РФ готова к любой форме диалога с Евросоюзом: "Как только желание к сотрудничеству будет сформулировано со стороны Евросоюза, мы абсолютно открыты, мы немедленно приступим к таким обсуждениям на уровне правительства, МИД, администрации президента". Первый вице-премьер также напомнил, что Россия отношения с ЕС не сворачивала: "Мы считаем, что есть юридическая рамка для диалогов. Если с нас спрашивают, почему не выполняются минские договоренности, такой же вопрос надо задать остальным участникам мирного регулирования. <...> Невозможно нас заставить действовать каким-либо образом. Когда это поймут, легче будет всем". 

Китай поможет, но без Европы никак

Основатель и сопредседатель инвестиционной группы Bridgewater Associates Рэй Далио указал на то, что санкции в значительной степени повлияли на экономику России, поскольку она лишилась возможности занимать деньги на западных рынках, а вместе с тем изменился и экономический потенциал страны. На это глава РФПИ Дмитриев возразил, что в условиях санкций Россия активно развивала партнерства с Китаем, инвестировала вместе с Саудовской Аравией, налаживала связи с Ближним Востоком. 

Эту мысль продолжил первый вице-премьер Шувалов: "У нас небывалым образом развиваются отношения с Китайской Народной Республикой. Члены правительства знакомы друг с другом так, что до семей... Стратегический разговор на уровне лидеров был и до этого очень позитивным. Но повестка была особенной: это был договор по границам, стратегические договоренности, в экономике это в основном были нефть и газ. Но когда произошли (антироссийские санкции. — Прим. ТАСС), мы договорились с китайцами, что мы начинаем работать по всем слоям, по всем фронтам". 

В то же время Китай также пристально смотрел за соблюдением санкционного режима, в частности в вопросах доступа к банковским средствам. Поэтому, по словам Дмитриева, Россия хотела бы восстановить связи с крупнейшими инвестиционными банками Европы, а вместе с тем и привести европейский бизнес в Россию. "Мы также хотим инвестировать вместе с нашими международными партнерами", — добавил руководитель РФПИ.

Трамп — вдумчивый или безрассудный?

По словам Шувалова, для нормализации отношений между Россией и США нужны не экономические, а политические стимулы: "Для американцев куда важнее повестка глобальной безопасности. Если здесь диалог будет построен, то будут развиваться и экономические отношения". Однако произойдет все это не за один день: "Мы в правительстве относимся очень осторожно ко всем заявлениям о том, что возможен быстрый какой-то сценарий развития отношений (между Россией и США. — Прим. ТАСС)... Мы все же должны выполнять свою работу, думая, что сложности должны оставаться". 

Большинство участников дискуссии сошлось во мнении, что дальнейшее развитие отношений между США и РФ будет зависеть от Дональда Трампа. "Вы знаете, Трамп — бизнесмен. В бизнесе невозможно выжить, если ты не одержим победой, — подчеркнул Шувалов. — Если Трампу нужен будет результат, то этот результат можно будет получить только при взаимодействии с Россией. С Россией надо договариваться, а не пытаться загонять в угол". 

Когда разговор зашел о том, что у России якобы имеются рычаги давления на Трампа (речь идет о компромате, якобы собранном российскими спецслужбами), Шувалов ответил просто: "Я всякой такой ерундой не занимаюсь". 

Под занавес разговора Рэй Далио предположил, что 2017-й станет годом восхождения такого феномена, как популизм, и Трамп — один из его примеров. "Мы знаем, что Дональд Трамп — агрессивный человек. Но мы не знаем, какой он: агрессивный и вдумчивый или агрессивный и безрассудный?.." По мнению Далио, в ближайшее время Россия и весь мир получат ответ на этот вопрос. Кирилл Дмитриев, в свою очередь, выразил мнение, что, каким бы Трамп ни был человеком, при нем "нарративы о России станут более реалистичными".

В своем заключительном слове Шувалов отметил, что 2017-й будет сложным, но "более теплым" по отношению к России годом. В том числе это будет год консенсуса по предвыборным реформам, таким как повышение пенсионного возраста: "Самое главное — за 2017 год добиться общественного консенсуса по тем реформам, которые необходимо проводить. По-разному относятся в стране к повышению пенсионного возраста, есть некоторые другие проблемные вопросы... Но для того, чтобы нам преуспеть в следующий политический цикл, за 2017 год нужно не просто сказать, что мы знаем, что сделать, нужно будет провести такую работу для того, чтобы большая часть населения, которая пойдет на выборы президента, разделяла эту повестку".

Одна из главных задач, по словам Шувалова, — "обеспечить рост, не помешать ему". "Надеюсь, нам эта работа удастся", — подытожил первый вице-премьер. 

Артур Громов