24 марта 2017, 19:33

Эксперты: перевод Росстата в подчинение Минэкономразвития не решит проблемы ведомства

В здании Федеральной службы государственной статистики. Александр Щербак/ ТАСС
В здании Федеральной службы государственной статистики
Среди основных проблем называюся отсутствие молодых специалистов и невысокие зарплаты

МОСКВА, 24 марта. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Основные проблемы Росстата - это отсутствие молодых специалистов, снижение качества первичной отчетности, невысокие заработные платы, считают опрошенные ТАСС экс-замминистры экономического развития РФ Андрей Клепач и Алексей Ведев, которые в периоды своей работы курировали в министерстве макроэкономический блок.

По их мнению, перевод статистического ведомства обратно в подчинение Минэкономразвития эти глобальные проблемы не решит: Росстат нуждается в финансовой защите и должен оставаться независимым.

Вечером 23 марта Минэкономразвития опубликовало проект постановления о передаче Росстата в ведение министерства. Согласно пояснительной записке к документу, Минэкономразвития также перейдут функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. По данным источника ТАСС в правительстве РФ, совещание по этому вопросу у первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова может пройти уже на следующей неделе.

Нерепрезентативная статистика

Росстат подчиняется напрямую правительству РФ с 2012 года, когда по рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда Россия пока не входит, он был выведен из-под контроля Минэкономразвития.

22 марта глава Минэкономразвития Максим Орешкин выступил перед журналистами с резкой критикой работы Росстата. По его словам, опубликованная статистика за февраль нерепрезентативна как по фундаментальным, так и по техническим причинам. Министр аргументировал свое заявление тем, что база прошлого, високосного года, принятая за основу, и перенос на февраль этого года дополнительных праздничных дней исказили статистические данные.

Кроме того, Орешкин считает, что переход Росстата на новую методологию с технической точки зрения оказался крайне неудачным: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных. Резюмировал свое заявление министр тем, что публикуемые Росстатом данные за январь и февраль текущего года могут быть значительно пересмотрены.

С 1 января 2017 года все российские ведомства перешли на новые классификаторы: общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) и общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2).

Европейские стандарты

Российские классификаторы созданы путем переноса кодов и описаний соответствующих позиций из европейских классификаторов. При этом ОКВЭД-2 кодирует структуру экономики, ОКПД-2 - товары и услуги в соответствии со структурой. Внедрением новых кодов и пересмотром старых занималось Минэкономразвития. Изначально переход на новые классификаторы предусматривался с 2015 года, однако потом был перенесен на 2017 год.

Действительно, первые два месяца 2017 года Росстат публиковал данные о промышленном производстве позднее обычного. Так, данные за январь были опубликованы на три дня позднее срока и в нерабочий день - субботу. Февральские данные также были опубликованы в субботу, на два дня позднее обычного срока. Росстат пояснил перенос сроков проблемами с переходом на новые версий ОКВЭД и ОКПД, что потребовало проведения дополнительной работы с респондентами. Эта работа, начатая в январе, продолжается и в марте текущего года при сборе данных за февраль.

Зарплаты и кадры

По мнению Ведева, который покинул министерство в конце февраля текущего года, переход Росстата обратно в ведение Минэкономразвития существенно качество работы статистического ведомства не улучшит.

Ведев считает, что сложности с переходом на новые классификаторы могут быть связаны и с кадровым составом, который, по словам экс-замминистра, в Росстате "довольно возрастной", а квалификация сотрудников уже не на высшем уровне. По словам Ведева, в Росстат неохотно идут молодые специалисты, и одной из причин этого могут быть невысокая зарплата.

Согласно опубликованным сведениям об использовании Росстатом и его территориальными органами выделенных на 2016 год средств, расходы на бюджет Росстата на 2016 год составляют 23,6 млрд рублей. Их них расходы на выплату зарплаты территориальным органам составляют более 10 млрд рублей, на центральный орган - чуть больше 800 млн. Средняя зарплата сотрудников в 2016 году составила 81,7 тыс. рублей при численности в 620 человек, рост по отношению к 2015 году составил 10,4%. Это не самый низкий показатель зарплат среди госслужб и агентств. Но для сравнения: средняя зарплата в Администрации президента РФ в 2016 году составила 218,6 тыс. рублей.

Клепач считает, что переход Росстата под контроль Минэкономразвития может сделать зарплаты сотрудников Росстата еще ниже. "При нынешних правилах это означает, что Росстат потеряет в зарплате - у нас в службах и агентствах, подчиняющихся правительству, получают больше. Росстат может и напрямую правительству подчиняться, и министерству, но надо укреплять и финансово Росстат, и по-любому сохранять правила и традиции, которые там есть", - сказал Клепач. Он добавил, что позиции Росстата необходимо укреплять в части первичной статистической информации, которая поступает от предприятий в регионах.

"И здесь надо укреплять позиции Росстата и ответственность предприятий за ту информацию, которую они предоставляют. Надо Росстату помочь работать с данными по крупным интегрированным холдингам, как у налоговой службы есть по крупным налогоплательщикам", - отметил замглавы ВЭБ.

Росстат должен быть независим

"Поддерживать Росстат надо финансово и организационно, укреплять. Ни в коем случае нельзя диктовать Росстату, какие цифры ему писать", - резюмировал Клепач.

С этим мнением солидарен глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. "Росстат с нашей точки зрения должен быть независимой организацией, как он сейчас есть, при правительстве, чтобы он не был в чьем-то ведомственном подчинении. Поскольку мы имели уже такой опыт, когда он был в структуре Министерства экономики, и после этого там цифры, статистические данные по росту экономики, по другим агрегирующим показателям, которые характеризуют состояние экономики, просто подправлялись", - сказал Шмаков.

По мнению профсоюзного лидера, МЭР заинтересовано в том, чтобы отчеты по экономике были хорошими. "Не в том, чтобы экономика была хорошая, а Министерство экономики как бюрократическая структура заинтересована в том, чтобы были хорошие отчеты о его деятельности, чтобы все думали, что экономика у нас развивается", - считает он. Шмаков высказал опасение, что в случае включения в состав Минэкономразвития, Росстат может "лакировать истинное положение", ссылаясь на "различные подходы, методики, международный опыт".

Мнения разделились

В свою очередь глава Минпромторга Денис Мантуров высказался в поддержку перехода Росстата под контроль Минэкономразвития. "Я считаю, это абсолютно профильная задача Минэкономразвития - заниматься прогнозированием и подведением, в том числе, статистических итогов для того, чтобы оперативно и качественно влиять на принятие решений и правительством, и ведомством для управления отраслям экономики", - сказал Мантуров.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что необходимо повышать доверие к данным Росстата. "Действительно, данные Росстата должны пользоваться доверием, потому что пользователи - не только органы власти, но и практически все экономические субъекты. И чем больше будет доверия к его профессионализму, независимости, тем будет лучше", - сказала она.

Председатель ЦБ отметила, что в оценках Росстата есть объективные сложности. "Когда Росстат делает оценки при серьезном изменении факторов - внешних факторов, изменения структурные происходят. Это нужно учитывать в динамике, поэтому неизбежны такие пересчеты", - считает Набиуллина.