РЖД перевели все поезда южного направления на движение по новой железнодорожной линии Журавка - Миллерово в обход Украины. Теперь составы не будут курсировать по старому участку, проходящему по территории Луганской области, и дважды пересекать госграницу.
По данным Минтранса, речь идет о 62 парах пассажирских поездов и 30 парах грузовых поездов
Первые грузовые составы начали курсировать по новой железнодорожной ветке почти три месяца назад. Так, по данным РЖД, 20 сентября 2017 они перевезли вагоны с зерном, железорудным сырьем и строительными материалами.
Новая железнодорожная ветка соединяет крупные города Центрального федерального округа (Москву, Воронеж, Липецк и другие) с Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Новороссийском и другими городами на Черноморском побережье.
Она позволит быстрее доставлять экспортные грузы в южные порты и обеспечит бесперебойное движение пассажирских поездов в Крым и на курорты Краснодарского края.
Безопасность в приоритете
Эксперты считают, что запуск железнодорожной ветки в обход Украины позволит повысить экономическую безопасность России.
Это важное событие в контексте происходящих на Украине процессов, рассказал в беседе с ТАСС старший научный сотрудник отдела Украины Института стран СНГ Юрий Баранчик. "События могут сложиться так, что территория Украины станет достаточно нестабильной, а железнодорожное сообщение России должно быть обеспечено при любых погодных условиях и политических обстоятельствах", — отметил он. В этом плане небольшой участок железной дороги, который проходил по территории Украины, представлял проблему в плане безопасности, транспортной связанности территорий, инфраструктуры и логистики, добавил эксперт.
"Запуск движения позволит нивелировать экономические и технологические риски, что обеспечит стабильность перевозочного процесса и позволит избежать возможных дополнительных издержек транспортной отрасли и экономики в целом", — отметил в беседе с ТАСС гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.
Плюсы для экономики
Протяженность железнодорожной ветки составляет 137 км. Она проходит по территории Воронежской и Ростовской областей.
На пути построено семь новых железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково.
Люди, проживающие вдоль новой ветки, получат ряд выгод от перенесения транзита на их территорию, говорит Баранчик.
"Для жителей ряда населенных пунктов появятся новые возможности для заработка, приобщения к транспортной инфраструктуре, — перечисляет эксперт. — Экономическая жизнь территории получит оживление".
Кроме того, открытие этого участка позволит упростить доставку грузов, говорит эксперт консалтинговой логистической компании "Лобанов-логист" Николай Лобанов. "Этот участок был "узким местом", в том числе для перевозок по "Новому шелковому пути", связывающему Азию с Европой. Новая ветка значительно упрощает доставку грузов и снижает риски на этом небольшом участке в 100 км", — считает он.
Риски увеличения сроков доставки грузов были вполне реальными, говорят эксперты. Так, железнодорожная станция Чертково, по которой проходили поезда, находится на территории Украины, и эта страна в любой момент могла бы поставить там заслон, рассказал начальник транспортного отдела компании "Ари-юг логистика" Олег Бабочиев "В перспективе там мог бы появиться таможенный пост, что привело бы к задержке грузов, и мы несли бы убытки из-за несоблюдения сроков доставки", — отметил он. Теперь этой опасности нет, потому что поезда будут идти только по территории России, добавил эксперт.
Повторение пройденного
Опыт строительства транспортной артерии в обход чужой территории у России уже был, напоминает Баранчик.
"Есть пример с Прибалтикой, когда сообщение с Калининградской областью Россия осуществляла с помощью железнодорожных составов. После того как Литва стала препятствовать таким перевозкам, РФ запустила паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Калининградской областью, — говорит эксперт. — Правда, пока оно еще не вышло на те показатели, которые должны быть достигнуты".
Эксперты говорят, что строительство этого участка железной дороги планировалось еще десять лет назад.
В Стратегии развития железнодорожного транспорта, принятой в 2008 году, уже было учтено строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск, частью которого является участок Журавка — Миллерово, напомнил Саакян.
"Таким образом, его реализация была запланирована государством, а осложнение отношений с Украиной просто ускорило переход к активной фазе реализации", — отметил эксперт.
Мария Селиванова