Все новости

Эксперт: инфраструктурная ипотека может стать механизмом финансирования проектов в АЗРФ

Сейчас существуют ограниченные возможности для финансирования крупных инфраструктурных проектов, отметил экономист Александр Воротников

АРХАНГЕЛЬСК, 23 октября. /ТАСС/. Инфраструктурная ипотека для инвесторов может стать одним из механизмов финансирования инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации. Об этом ТАСС рассказал доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Воротников.

"Инфраструктурная ипотека может использоваться для финансирования проектов опорных зон АЗРФ. Это механизм, близкий к концессии: т. е. появляется структура, заинтересованная в развитии данной территории и ей нужно развивать инфраструктуру. Она заключает соглашение с региональной властью, берет кредит, могут быть государственные гарантии, на эти деньги строит инфраструктуру и далее ее эксплуатирует, а те, кто ею пользуется, платят ей деньги. В концессии нет госгарантий", - пояснил ТАСС Воротников.

Как отметил собеседник агентства, в настоящее время существуют ограниченные возможности для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Это связано с замораживанием финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

"В экономике под ипотекой, понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника. И поэтому, в случае реализации проекта инфраструктурной ипотеки частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход", - сказал эксперт.

Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Как отметил Воротников, запуск инструмента инфраструктурной ипотеки потребует внесения поправок в закон о концессиях.

"Механизм может использоваться для таких проектов как Северный широтный ход, Мурманский порт. До этого речь шла о концессии, но сейчас говорят о смене модели: если делать концессию, то для частного инвестора нет гарантий, а это сложные проекты. При государственном гарантировании схема меняется", - сказал Воротников.

Реализация механизма

По его словам, на основе Внешэкономбанка для реализации такого механизма создается "фабрика проектного финансирования". "Она будет отвечать за три задачи: отбор проектов и их подготовка, структурирование проекта и его мониторинг. Цель - привлечь максимально широкий круг инвесторов - как банки, так и пенсионные фонды. (…) Например, под любой из проектов могут быть выпущены облигации, которые выйдут на рынок, и их будут покупать частные инвесторы, чтобы проект финансировать", - пояснил эксперт.