27 октября 2017, 00:09
Бюджет 2017-2019

Госдума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на 2018-2020 годы

Кабмин внес в нижнюю палату парламента проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку в конце сентября

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Госдума в пятницу рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы. Традиционно в первом чтении принимаются все основные параметры бюджета, а дальнейшие изменения идут уже внутри статей расходов.

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку в конце сентября. Документ состоит из 10 тыс. 526 страниц и станет последним бюджетом на бумажном носителе. Начиная со следующего года главный финансовый документ страны будет вноситься в парламент только в цифровом виде.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в день внесения бюджета в Думу подчеркнул, что бюджет будущего года должен быть выстроен под решение действительно приоритетных задач и сбалансирован по расходам и доходам с учетом реальных возможностей. Медведев также предостерег кабинет министров и парламент от "ведомственного лоббизма".

Параметры бюджета

По мнению директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, бюджет, представленный правительством, не претерпит серьезных изменений. По ее словам, парламенту стоило бы участвовать в обсуждении более активно, а не только в обсуждении деталей расходов.

В проекте бюджета на трехлетку дефицит бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн рублей с 1,332 трлн рублей в представленном ранее варианте. Дефицит бюджета в 2019 году сокращен до 819,1 млрд рублей, в 2020 году - до 870 млрд рублей с 960 млрд рублей.

Доходы бюджета в 2018 году, согласно внесенному в Госдуму документу, составят 15,257 трлн рублей (в предыдущей версии - 15,182 трлн рублей), в 2019 году - 15,554 трлн рублей (15,548 трлн рублей), в 2020 году - 16,285 трлн рублей (16,28 трлн рублей).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн рублей (в предыдущей версии - 16,515 трлн рублей), в 2019 году - 16,373 трлн рублей (16,415 трлн рублей), в 2020 году - 17,155 трлн рублей (17,24 трлн рублей).

Эксперты отзываются о бюджете, как о достаточно жестком, не содержащим серьезных новаций по сравнению с бюджетом 2017-2019 годы. Как заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах продолжают оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальною сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Политика займов

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешнему долгу. Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2019 года установлен на уровне $71 млрд, на 1 января 2020 года - $72 млрд, на 1 января 2021 года - $70,2 млрд.

Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа планируется в 868 млрд рублей в 2018 году, 870 млрд рублей в 2019 году и 1,34 трлн рублей в 2020 году. Ранее министерство озвучивало планы занимать на внутреннем рынке по 1 трлн рублей каждый год в течение предстоящей трехлетки.

Как заявил Силуанов на парламентских слушаниях бюджета в Совете Федерации в начале октября, Минфин готов сокращать объем заимствований на внешнем рынке и замещать их внутренними займами при неблагоприятной конъюнктуре. Выпадающий при этом объем ведомство может занять на внутреннем рынке.

Финансирование регионов

Проект бюджета на 2018-2020 годы предполагает сокращение общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета на четверть. В целях снижения долговой нагрузки региональных бюджетов Минфин предложил провести реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015-2017 годах. Их погашение предусмотрено в течение семи лет, то есть до 2024 года. Ведомство готово продлить сроки реструктуризации этих кредитов до 12 лет только тем регионам, которые покажут в 2018-2019 годах рост доходов выше уровня инфляции.

По мнению Минфина, эти предложения позволят регионам обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам и снизить объемы их возврата, а также высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.

Мнение фракций

Думские единороссы поддержат проект бюджета на 2018 год в первом чтении, заявил ранее первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев. Однако это не означает, что проект полностью устраивает фракцию. Единороссы планируют провести серию встреч, чтобы откорректировать бюджет и обозначить наиболее серьезные моменты и подготовиться ко второму чтению.

Одним из приоритетов для "Единой России" является дискуссионный вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам. Во фракции понимают, что вернуться к этой теме в полном объеме уже вряд ли возможно, но депутаты планируют обсудить как минимум индексацию пенсий работающим инвалидам.

КПРФ не будет поддерживать проект бюджета, заявил ТАСС первый вице-спикер Госдумы, первый зампредседателя ЦК КПРФ Иван Мельников. По его словам, партия не видит позитивного движения даже внутри курса, проводимого экономическим блоком правительства. Согласно оценкам экспертов компартии, проект федерального бюджета не направлен на реализацию структурных реформ в экономике.

Правительственный проект бюджета на 2018 год не будет поддерживать и фракция "Справедливая Россия", заявил ее лидер Сергей Миронов. Справороссы традиционно намерены вносить свой альтернативный вариант главного финансового документа страны.