Системы обнаружения пешеходов
Внедряются многими производителями автомобилей. Позволяют машине самой "увидеть" на дороге пешехода и постараться избежать столкновения с ним. Принцип действия таких систем одинаков: при помощи видеокамер и специального радара они отслеживают движение пешеходов и оценивают вероятность столкновения с ними. В случае высокой вероятности ДТП система посылает водителю звуковой сигнал. Если водитель ничего не предпринимает, машина сама снижает скорость до полной остановки.
Гарантированно предотвратить ДТП такая система может лишь при определенной скорости — обычно это 35 км/ч. Если машина движется быстрее, то система не может препятствовать столкновению, но за счет снижения скорости уменьшит тяжесть его последствий.
До недавнего времени одним из существенных недостатков этой технологии была неспособность работать в темное время суток и при плохой погоде. Однако весной этого года Ford анонсировал улучшенную систему распознавания пешеходов, которая сможет "видеть" людей и ночью. Это достигается благодаря встроенному в бампер радару и расположенной за лобовым стеклом широкоугольной камере, способной делать до 30 снимков в секунду. Бортовой компьютер обрабатывает фото, пытаясь найти на них силуэт человека, и при обнаружении посылает водителю сигнал о необходимости тормозить.
Мониторинг "мертвых зон"
В августе этого года специалисты американского Страхового института дорожной безопасности (IIHS) провели исследование в нескольких штатах и подсчитали, что благодаря применению подобных технологий количество столкновений с машинами и пешеходами, попавшими в "мертвые зоны", снизилось на 14%, а ДТП, в которых пострадали люди, — на 23%.
Встроенные в бамперы датчики засекают наличие в "мертвой зоне" движущегося автомобиля объекта, и система подает водителю сигнал, который отражается в зеркале заднего вида. Если водитель не обратил на него внимания и все-таки включил поворотник, то об опасности его предупредят еще и звуком.
Активные системы мониторинга в случае появления в "слепой зоне" другой машины или мотоцикла автоматически возвращают автомобиль в свою полосу, если шофер все-таки решил перестроиться.
Предупреждение о скользкой дороге
Концерн Volvo совместно с министерствами транспорта Швеции и Норвегии разработал и протестировал систему предупреждения о скользкой дороге, использующую облачное хранилище данных. Если автомобиль попадает на скользкий участок дороги и срабатывает пробуксовочная система, то информация об этом поступает в "облако" и сразу же отправляется всем машинам в радиусе километра, которые приближаются к опасному отрезку пути.
Система, получившая название Slippery Road Alert, уже устанавливается на некоторые модели скандинавского автопроизводителя.
Помимо этого водители тем же образом получают информацию о том, что рядом находится автомобиль с включенными аварийными сигналами.
Контроль полосы движения
Многие аварии происходят из-за того, что уставший или отвлекшийся водитель съезжает со своей полосы. Одни системы контроля полосы движения подают акустический сигнал или сигнал вибрации на рулевое колесо при опасном приближении машины к разметке, другие — автоматически возвращают авто в заданную полосу.
Принцип работы у этих систем один: встроенная в лобовое стекло камера записывает изображение дорожного полотна впереди машины и передает его в блок управления. Он анализирует картинку в режиме реального времени и контролирует траекторию движения машины.
Если водитель перестраивается намеренно, ему необходимо включить поворотник, иначе система будет препятствовать маневру. В некоторых моделях автомобилей уже начали появляться системы, обрабатывающие данные навигационных карт и заранее "осведомленные" обо всех поворотах на том или ином маршруте.
Контроль состояния водителя
Системы, следящие за самочувствием водителя, внедряются многими автомобильными брендами. Чаще всего контроль осуществляется с помощью датчиков рулевого колеса. Они фиксируют динамику действий водителя и передают данные в блок управления. Туда же поступает информация и от других систем, к примеру системы управления двигателем или торможения.
Блок анализирует стиль и условия вождения, характер движения авто и состояние дорожного полотна и определяет отклонения в действиях водителя от обычных. Если эти отклонения существенны, система подает сигнал о том, что нужно остановиться и отдохнуть.
Подобные технологии продолжают совершенствоваться: к примеру, Jaguar Land Rover "учит" автомобили считывать мозговые импульсы с помощью все тех же сенсоров на руле и определять вибрации, вызываемые дыханием и сердцебиением шофера, через датчики, встроенные в сиденье.
"Красный ключ"
Эту технологию внедрил на некоторых из своих моделей Volvo. Систему предлагается использовать, если за руль садится начинающий водитель или владелец передает машину кому-то на время. При использовании "Красного ключа" принудительно включаются все установленные в авто системы безопасности вроде мониторинга "мертвых зон", адаптивный круиз-контроль выставляет максимальную дистанцию до едущего впереди автомобиля, а скорость машины ограничивается 120 км/ч.
Алиса Курманаева