30 ноября 2017, 09:00

Титов предложил реформу налоговой системы, которая разгонит рост ВВП до 3,2% к 2019 году

В 2017 - 2019 годах планируется переориентировать систему на задачи стимулирования экономического роста, в 2020 - 2025 годах авторы намерены ввести в налоговую систему новые механизмы

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Бизнес-омбудсмен, лидер Партии роста и председатель президиума Столыпинского клуба Борис Титов предложил начать создание в России "умной" налоговой системы, которая позволит простимулировать экономический рост. Суммарный эффект от подобных налоговых изменений должен ускорить рост ВВП до 3,2% к 2019 году против официального прогноза в 2,2%. Это следует из "Концепции налоговой политики института экономика роста им. Столыпина П. А." (копия документа есть в распоряжении ТАСС). Сегодня на Абалкинских чтениях, которые проходят на площадке Вольного экономического общества, Институт экономики роста им. Столыпина представил свою концепцию налоговой политики - составную часть более масштабной программы "Стратегия Роста", которая ранее была представлена президенту РФ как одна из стратегий развития страны на перспективу. Раньше налоговая составляющая этой программы нигде не публиковалась.

"Налоговая нагрузка на бизнес (особенно малый и средний) в России выше среднемирового уровня, по нагрузке на фонд оплаты труда среднемировое значение превышено более чем в два раза. Высокие налоги выдавливают малое и среднее предпринимательство [МСП] в теневой сектор, крупные компании - в офшоры, а также ведут к огосударствлению экономики, поскольку государственный сектор может компенсировать налоги за счет повышения тарифов/сокращения дивидендов и пр. Нет тонкой настройки ставок налогов, слабо учитываются доходности в различных отраслях", - отмечается в материалах.

Текущую налоговую политику России авторы концепции называют "довольно примитивным инструментом по изъятию средств из экономики в пользу консолидированного бюджета", который "выполняет только фискальную функцию и порождает/усугубляет ряд проблем экономики".

Несмотря на низкий плоский НДФЛ (налог на доходы физических лиц), персональные налоги также значительно выше среднемировых, так как социальные взносы, воспринимаемые населением как налог - одни из самых высоких в мире, очень высоко неравенство доходов, отмечают эксперты.

Бюджетная система централизована, муниципальные и региональные власти поставлены в зависимость от межбюджетных трансфертов, что лишает их мотивации к созданию условий для развития бизнеса.

Решать проблемы предлагается в два этапа.

Первый этап

На первом этапе в 2017 - 2019 годы запланировано, не меняя структуру системы, переориентировать ее с краткосрочных фискальных целей на задачи стимулирования экономического роста. В частности, при помощи налоговых льгот предлагается снизить общую налоговую нагрузку на бизнес до 35% от прибыли, создать условия для выхода бизнеса из тени, роста МСП, простимулировать модернизацию предприятий и повышение производительности труда.

Отдельная группа мер направлена на перераспределение доходов между различными уровнями бюджетов, создание у местных властей стимулов к привлечению инвестиций. Предлагается, в частности, весь прирост налоговых поступлений от микро- и малого бизнеса, зачисляемых в региональный бюджет, оставлять в муниципальном бюджете. Дать субъектам РФ право в дополнение к акцизам вводить налог с продаж на алкогольную и табачную продукцию. Поступления от налога с продаж предполагается распределять между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 50% на 50%.

Наконец, смягчать неравенство в доходах населения предлагается, в числе прочего, решать при помощи реформы НДФЛ: заработную плату ниже прожиточного минимума налогом не облагать вовсе, а доходы физлиц свыше 1 млн руб. в месяц, напротив, облагать НДФЛ по повышенной ставке в 23%. При этом распределение поступлений от НДФЛ также предлагается изменить: 50% направлять в муниципальные (по указанному работником месту жительства), 50% в региональные бюджеты.

По замыслу авторов, экономический рост, который станет следствием мер первого этапа, приведет к увеличению налогооблагаемой базы. Ожидается дополнительный приток инвестиций в размере 1,5-2 трлн руб. в год, благодаря чему дополнительный прирост ВВП может составить 0,7 п.п. в год на первом этапе (2017 - 2019 годы) и 1,4 п.п. - на втором этапе (2020 - 2025 годы). Создатели концепции подсчитали, что к 2019 году рост ВВП благодаря этим мерам может ускориться до 3,2% против 2,2% прогноза Минэкономразвития.

Второй этап

Второй этап реформы в 2020 - 2025 годах, считают авторы "Стратегии Роста", должен быть посвящен "тонкой настройке" налоговой системы, введению в нее новых механизмов. Но тут же предупреждают - заниматься этим есть смысл не раньше, чем будут достигнуты ключевые показатели по стимулированию экономического роста. Второе необходимое условие - это создание информационно-аналитической системы под условным названием "Электронная экономика 1.0". Единая база, оперирующая данными ФНС, ФТС, Казначейства и внебюджетных фондов, должна будет демонстрировать структурные характеристики экономики (добавленная стоимость, выручка, прибыль, оплата труда и т.д.), предоставляя их в обезличенном агрегированном виде с учетом норм НК РФ о налоговой тайне.

Новая налоговая система, основанная на анализе Big Data (больших данных), должна стать более гибкой, чем нынешняя. Ее задача - диверсификация фискальной нагрузки, в частности, изъятие сверхнормативной прибыли в отдельных секторах или регионах и одновременно - налоговое стимулирование тех секторов и регионов, которые имеют особое значение для долгосрочного роста, решения социальных задач.

В числе прочих мер предлагается ввести налог с продаж (НСП), разделив его на федеральную и региональную части. Для депрессивных и перспективных регионов региональная часть может быть выше, для развитых и высокодоходных - ниже. Этот показатель может меняться и в зависимости от вида товара. От социальных товаров в региональном бюджете остается больше, от предметов роскоши и вредного потребления основная часть НСП, наоборот, уходит в федеральный бюджет. Регион, в свою очередь, тоже может варьировать свою часть ставки на определенные товары в зависимости от задач региональной политики.

Кроме этого, на втором этапе предлагается вернуть единый социальный налог (ЕСН), приурочив отмену страховых платежей в социальные фонды к реформе пенсионной системы, нацелив ее на стимулирование частных пенсионных накоплений. Например, ввести правило: на 1 руб., перечисляемый сотрудником в накопительную пенсию, 1 руб. вычитается из налогооблагаемой базы НДФЛ и 1 руб. платится работодателем и относится на затраты по налогу на прибыль (но не более 10% от прибыли на всех работников).

Налоги на природную ренту на втором этапе предлагается перенастроить так, чтобы стимулировать низкие цены на сырье на внутреннем рынке.