Все новости

В будущем соглашении о ловле рыбы в Арктике учтены требования России

В Росрыболовстве заявили, что далее предстоит работа над юридическим оформлением текста

ВАШИНГТОН, 1 декабря. /Корр. ТАСС Анатолий Бочинин/. Страны "арктической пятерки" (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия), а также Республика Корея, Япония, КНР, Исландия и Евросоюз достигли договоренности по проекту соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в центральных районах Северного Ледовитого океана, требования российской стороны учтены. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Василий Соколов по итогам переговоров в Вашингтоне.

"По окончании сессии стороны смогли прийти к согласию по всем вопросам существа. Далее работа продолжится над юридическим оформлением текста", - сказал он.

Позиция России учтена

"Хочу сказать, что произошло существенное сближение позиций, в частности, с Соединенными Штатами, с Канадой. Если в начале вопрос стоял, что можем мы и без вас [России] подписать, то сейчас все-таки все четко заявляют, что да: Россия должна быть среди подписантов. Без этого соглашение не рассматривается, - отметил он в интервью ТАСС. - В принципе основные наши требования были учтены, они заложены в текст".

В переговорах участвует так называемая арктическая пятерка - Россия, США, Канада, Дания и Норвегия, а также Республика Корея, Япония, КНР, Исландия и Евросоюз. "Китай - одна из самых сильных держав с экспедиционным промыслом. Они-то как раз, наверное, наиболее возможный участник любого промысла где бы то ни было", - заметил замглавы ведомства.

О соглашении

Работа над заключением соглашения идет уже два года, его инициаторами выступили США. Но впервые идея была озвучена еще в 2009 году. "После длительных переговоров была подписана декларация между пятью приарктическими государствами, в которой стороны заявили о том, что без проведения научных исследований, подтверждения наличия запасов и установления мер регулирования они не будут осуществлять рыболовство [в центральной Арктике]", - рассказал Соколов.

"В центральной части Арктики сейчас ловить нечего", - пояснил замглавы Росрыболовства. Однако, добавил он, не исключена возможность того, что в будущем там можно будет вести промысел. Помимо этого "на все, что сейчас находится за пределами экономических зон", не распространяется какое- либо регулирование.

"Естественно, мы как прибрежное государство заинтересованы в том, чтобы запасы, которые будут выходить из нашей экономической зоны, не вылавливались бесконтрольно. С одной стороны, мы хотим сами вести ловлю в таком случае, но с другой стороны, мы против нерегулируемого промысла. Установление определенного регулирующего режима, предотвращение бесконтрольного промысла судами важно", - подчеркнул Соколов.

Способы регулирования

По словам Соколова, "речь идет об установлении определенных правил" в случае появления в центре Северного Ледовитого океана рыбы; именно на это направлено будущее соглашение. "Коммерческий промысел не начнется, пока не подтвердится, что это не несет угрозы запасам, в том числе и в зонах приарктических государств, и пока не будут установлены меры регулирования, - сказал глава российской делегации, комментируя цели обсуждаемого документа. - Это предотвращение именно нерегулируемого промысла. Не "незаконного", потому что никаких правил в этом районе еще нет, а именно нерегулируемого".

Если окажется, что через какое-то время в высокоширотной Арктике можно будет вести промысел, то тогда "либо в рамках соглашения будут выработаны меры, либо регулирование начнет осуществлять какая-либо рыбохозяйственная организация. "Такая организация, кстати, уже существует в одном из районов предполагаемого соглашения. Это NEAFC [Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана]", - заметил Соколов.

Не без препятствий

Замруководителя Росрыболовства указал на то, что "шестая встреча позиционировалась как финальная". "Когда мы ехали, у нас были очень серьезные несогласия с текстом, который рассылался перед этим. Основные моменты, которые нас не устраивали, - это неучет особой роли приарктических государств в тексте соглашения, несправедливый, с нашей точки зрения, характер принятия решений. Мы всегда настаивали, чтобы голоса всех пяти практических стран были учтены при обсуждении важных вопросов. Это всячески пытались обойти, предлагались различные варианты", - сказала Соколов, напомнив, что именно США пригласили к участию в дискуссии и страны, не имеющие прямого выхода к Арктике.

"Мы однозначно считаем, что наш голос в любом случае должен учитываться, мы обладаем побережьем с наибольшей протяженностью в Арктике, арктическая граница нашей экономической зоны самая большая", - отметил собеседник агентства. Россия в связи с этим выступила с предложением в рамках соглашения решать вопросы "консенсусом государств".

"Да, это несет риски и сложности в принятии некоторых решений, но зато это демократично. Это предложение было поддержано. Но так как возникли опасения насчет того, что какая-либо страна или страны будут блокировать решения, например о начале промысла, было выдвинуто предложение ввести ограниченный срок действия соглашения", - продолжил Соколов. По его словам, это повлекло за собой дальнейшие споры, в частности, насчет конкретного временного промежутка.

"Тут мнения достаточно сильно разделились. Ряд государств настаивает на коротком периоде - 10 лет. Другие, в первую очередь США и Канада, считают, что должно быть не менее 30 лет", - рассказал Соколов, добавив, что российская сторона предложила 16 лет.

Помимо этого некоторые участники переговоров постоянно пытались включить в текст "некий политический посыл, не учитывая договорную практику и формат оформления соглашения". "Но соглашение, по нашему мнению, это не политический лозунг или манифест, а юридически значимый документ, - констатировал Соколов. - Наверное, это одно из самых больших препятствий. По существу все наши предложения согласованы, но по форме есть ряд моментов, мешающих прийти к согласию".