Все новости

ФАС признала ФГК и филиал РЖД виновными в завышении цен на предоставление полувагонов

Ставки оперирования выросли с 400-500 рублей в сутки летом 2016 года до 1400 рублей и выше, из-за чего возникла дополнительная нагрузка на экономику РФ в размере 200-250 млрд рублей, уточнили в ФАС

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала ОАО "ФГК" и ОАО "РЖД (Центр фирменного транспортного обслуживания)" виновными в завышении цен на полувагоны в 2016 году. Об этом журналистам сообщил замглавы ФАС Александр Редько.

"ФАС России признала ОАО "ФГК" и ОАО "РЖД (Центр фирменного транспортного обслуживания)" нарушившими законодательство о защите конкуренции. Это нарушение заключается в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов в 2016 году", - сказал он.

По словам представителя антимонопольного ведомства, ставки оперирования выросли с 400-500 рублей в сутки летом 2016 года до 1400 рублей и выше, из-за чего возникла дополнительная нагрузка на экономику РФ в размере 200-250 млрд рублей.

"Это примерно эквивалентно 200-250 млрд рублей дополнительной нагрузки на экономику. В совокупности с тарифной индексацией РЖД, которая была проведена в два раза выше инфляции уже за два года, транспортные затраты для строительных, лесных грузов, руды, угля с начала 2016 года выросли почти в 1,5 раза", - указал он.

Редько подчеркнул, что это противоречит задаче РЖД по увеличению грузопотока и задаче правительства по ускорению экономического роста в России. ФАС подозревает, что такое повышение цен стало возможным в результате манипуляций вагонным парком "УВЗ-Логистик", переданным в аренду ФГК в 2016 году. ФАС тогда выдала предписание ФГК о необходимости предоставлять экономическое обоснование повышения цен на вагоны более чем на 7,5%.

"Это предписание было грубо нарушено ФГК, цены повышались неоднократно. Несмотря на огромный профицит вагонов на сети, действия ФГК создали локальный искусственный дефицит в ряде регионов и отраслей", - пояснил Редько.

Дефицит вагонов

Кроме того, замглавы ФАС отметил, что локальный дефицит вагонов был создан "рукотворно", так как, в принципе, рынок является профицитным. А прибыль, полученная от повышения ставок, была потрачена не на новые вагоны для ФГК, а на увеличение затрат, премиальных выплат менеджменту.

"Часть затратных договоров ФГК требует дополнительного анализа и должна подвергнуться проверке соответствующих органов на предмет законности и обоснованности", - констатировал Редько.

По словам замглавы ФАС, на фоне повышения цен на услуги предоставления вагонов, экономически обоснованные затраты ФГК практически не изменились. "Рентабельность по чистой прибыли у операторов подвижного состава раньше была 4-8%, все компании, кроме ФГК, выплачивали дивиденды, а ФГК несло убытки. В результате повышения цен чистая прибыль операторов увеличилась в 3-5 раз и выплатились рекордные дивиденды. По итогам 2017 года еще больше увеличится, а рентабельность по чистой прибыли будет 20-30%. Ключевая роль в разгоне цен принадлежит тут ФГК как наиболее крупному маркетмейкеру", - подчеркнул он.

В результате действия ФГК привели к завышению цен и невывозу грузов.

Редько также сообщил, что ФАС уже направила доклад о ситуации со ставками на полувагоны президенту РФ Владимиру Путину. Для решения проблемы ведомство предлагает развивать электронную площадку, которая уже запущена в РЖД.

"Для решения проблем на сайте РЖД запущена электронная торговая площадка по перевозке грузов. Несмотря на недостаточное присутствие операторов, спрос на систему растет. Развитие электронной торговой площадки, на наш взгляд, главный вызов для РЖД на 2018 год", - подчеркнул замглавы ФАС.

Теперь ФАС выдаст предписание компаниям в течение 10 дней. Кроме того, в течение месяца будет возбуждено административное дело для определения размера штрафа. Согласно законодательству, компаниям грозит оборотный штраф в размере 1-15%.

Ранее газета "Коммерсантъ" сообщала, что глава ФАС Игорь Артемьев направил в правительство РФ письмо с предложением отказаться от реформы РЖД и вернуть монополии резервный парк вагонов. Это произошло после того, как ФАС столкнулась с проблемой невывоза промышленной соли, щебня и зерна. В письме чиновник предлагает закупать резервный парк на баланс РЖД на случай пикового спроса. По мнению Артемьева, ФГК не выполняет задачу по балансированию рынка и сдерживанию цен, а только способствует их росту.