МОСКВА, 27 декабря. /ТАСС/. Три десятка российских регионов успешно справились с внедрением целевых моделей для упрощения процедур ведения бизнеса, рассказала корреспонденту ТАСС генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева по итогам заседания Государственного совета по инвестиционной привлекательности регионов.
"Можно сказать, что 30 регионов с этой задачей справились. Достичь 100% внедрения всех целевых моделей не удалось ни одному региону, однако это не было самоцелью. Главное, что мы выявили слабые места, поняли, почему работа не ведется с тем результатом, с которым бы хотелось", - сказала Чупшева.
По ее словам, для более эффективной работы необходимо обучать региональные и муниципальные управленческие команды. "Чтобы коллеги понимали, с чем они работают и как выстраивать эффективные модели, не изобретая велосипеда, а делая то, что уже делают другие", - сказала гендиректор АСИ.
Лидирующие регионы
Многие регионы, по словам Чупшевой, смогли эффективно справиться с улучшением условий ведения бизнеса.
"Например, часть субъектов продвинулась с точки зрения перевода услуг в электронный вид. Здесь первые - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Но я хочу сказать, что в лидеры по выстраиванию системы работы с бизнесом попали не только богатые регионы, которые я перечислила, но и, например, Новгородская, Курганская области. То есть можно говорить о том, что все эти вещи абсолютно решаемые, была бы воля губернатора", - говорит она.
По словам гендиректора АСИ, улучшили свои показатели также Тульская, Липецкая, Владимирская, Тюменская, Белгородская области, Башкирия, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. "Впервые хочу отметить представителей Дальнего Востока. Это те регионы, которые показывают эффективность работы институтов, выстраивания мер поддержки и безбарьерной среды в части доступа предпринимателей к инфраструктуре", - сказала Чупшева.
При этом регионам необходимо систематизировать работу по оказанию помощи бизнесу, говорит она.
"Очень много в регионах различных агентств, фондов, центров поддержки предпринимателей. Где-то может быть десять структур регионального уровня, но они не работают, а предприниматель просто не знает, куда идти. Здесь нужно пересмотреть механизм работы и решить: тратить деньги на содержание непонятных структур или обеспечивать конкретный результат финансирования и роста субъектов малого и среднего предпринимательства", - считает собеседница агентства.
Что было сложнее внедрять
Самыми сложными целевыми моделями оказались строительство и кадастр, отмечает Чупшева.
"Кадастрирование, определение границ муниципалитетов - это дорогостоящий для региональных бюджетов процесс. Но регионам сложно работать с инвесторами без понимания того, какими ресурсами располагает регион. Без такого аудита невозможно идти дальше и говорить о какой-то цифровизации услуг, автоматизации процедур и выстраивании прозрачного механизма получения разрешений на строительство", - говорит она.
Проблемы в регионах возникли и при внедрении целевых моделей на стыке межведомственного взаимодействия.
"Сложные были целевые модели по подключению к такой инфраструктуре, как водоснабжение и водоотведение, подключение к газу, получение разрешения по энергетике. И здесь нужно сказать, что вопрос в ресурсосбытовых и ресурсоснабжающих организациях. Там, где есть, например, такой монополист, как "Россети", выстроена четкая система типовых регламентов, они регулярно взаимодействуют с предпринимателями, с бизнесом в части упрощения процедур. С более мелкими частными ресурсосбытовыми компаниями сложнее", - сказала Чупшева.
Наладить внедрение целевых моделей, по ее мнению, может помочь диалог бизнеса и власти на местах. "Здесь нужно подключать регуляторы, профильные министерства, чтобы они давали рекомендации, проводили совещания, в этом должны быть заинтересованы все. Каждый регион должен провести у себя внешний аудит и благодаря предпринимателям получить объективную оценку работы всех институтов и инструментов для бизнеса", - считает гендиректор АСИ.
О целевых моделях
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ - это дорожные карты, разработанные по поручению президента РФ рабочими группами из представителей профильных министерств и ведомств, деловых объединений, экспертного и бизнес-сообщества. На данный момент внедряется 12 целевых моделей - это, в частности, получение разрешений на строительство, регистрация прав собственности, постановка на кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, присоединение к инженерным сетям, работа каналов прямой связи инвестора и руководства регионов, качество инвестиционного портала.