Telegram планирует провести ICO (привлечение инвестиций в виде продажи виртуальных акций — токенов) в феврале 2018 года. Вложить деньги в компанию Павла Дурова смогут сначала крупные игроки (готовые инвестировать минимум $20 млн), а чуть позже и все желающие.
ТАСС популярно рассказывает, что такое ICO, как отличить хорошую бизнес-идею от мошенничества и насколько выгодно или рискованно вкладывать деньги в стартапы, работающие в сфере блокчейн-технологий.
Что конкретно планирует Telegram?
1
Создатель мессенджера Павел Дуров намерен провести самое масштабное ICO в истории. А именно — собрать не менее $850 млн (но речь в конечном итоге может идти и о гораздо большей сумме) на создание блокчейн-платформы TON (Telegram Open Network) для выпуска собственной криптовалюты. Есть биткойн Сатоши Накамото, эфириум Виталика Бутерина, а теперь, по задумке, появится TON Павла Дурова.
Собрать деньги планируется с помощью продажи токенов — "цифровых акций" — в два этапа.
Первый этап будет закрытым и только для профессиональных инвесторов. Изначально так планировалось собрать $500 млн. Но ажиотажный спрос поднял "планку". Теперь Telegram намерен получить на первом этапе не $500 млн, а $850 млн. По данным "Ведомостей", книга заявок на предварительное ICO переполнена и руководство компании вынуждено отказывать некоторым инвесторам.
На втором этапе мессенджер предложит токены обычным потребителям — то есть и нам с вами.
Что такое ICO?
2
ICO (initial coin offering — первичное размещение монет) — продажа токенов. Это цифровой аналог IPO (продажи ценных бумаг на бирже).
Токены не стоит путать с криптовалютами, хотя и те и другие живут в блокчейн-сети. Криптовалюты (биткойн, эфириум и многие другие) — это виртуальные деньги. Токены — "цифровые акции".
Хотя токены не имеют статуса ценной бумаги, по сути, это альтернатива акциям, потому что инвесторы ждут от них того же, чего и от ценных бумаг газовых, нефтяных да и любых других компаний: надеются, что бизнес будет развиваться, токены вырастут в цене, и в итоге их можно будет продать дороже.
Отличие токенов от обычных акций, кроме виртуальности, еще и в том, что они не дают права голоса и управления компанией, по ним не обязаны выплачивать дивиденды. Зато их можно использовать как купоны на покупку товаров или услуг компании, которая их выпустила.
Представьте, что вы привыкли покупать в обычной кофейне капучино за 150 рублей. Рядом с вашим домом через пару месяцев откроется новая кофейня, которая уже продает купоны на кофе. Сейчас цена купона — 50 рублей. Если вы уверены, что будете ходить в эту кофейню, то вам выгодно запастись ее "токенами". Когда бизнес заработает и капучино будет стоить для всех 150 рублей, вы будете покупать в три раза дешевле. А если захотите продать купоны, получите выгоду.
Если применить эту же аналогию к ICO Telergram, то мессенджер Дурова — это не просто "работающая кофейня", это очень посещаемое место с хорошим кофе. Именно поэтому и возник ажиотаж.
А какие еще компании продают свои токены?
3
Их тысячи. По данным исследования Ernst & Young, в 2017 году компании во всем мире привлекли через ICO более $3,7 млрд. Российские стартапы собрали $310 млн (второе место после американских).
Только большинство этих бизнесов далеки от простых кофеен и таких IT-проектов, как Telergram. Чаще всего они связаны с теми же криптовалютами и другими проектами на технологии блокчейн.
Токены чаще всего покупают инвесторы, которые рассчитывают на то, что новый рынок позволит выиграть самым быстрым.
И насколько это прибыльное вложение?
4
Скажем так: это высокорискованное вложение. Есть шанс получить большую прибыль, но есть вероятность крупно проиграть либо упустить еще большую выгоду. Последнее и произошло с большинством инвесторов, которые вкладывали в ICO в последние пару лет.
Дело в том, что большинство токенов продавались и продаются не за обычные деньги (евро, доллары, рубли), а за криптовалюты — чаще всего за биткойны и эфириумы.
В начале прошлого года один эфириум стоил несколько долларов. Сейчас — больше $1 тыс. Инвесторы, потратившие год назад дешевые эфиры на токены стартапов, упустили выгоду.
Например, цена за токен EOS (выпускается одним из самых известных и успешных стартапов, связанных с блокчейн-технологиями), по состоянию на 19 января 2018 года равна $12,26. На старте он торговался по цене от $0,90. Выгода очевидна? Безусловно, ведь рост более чем в 10 раз. Но те, кто предпочел не покупать этот токен, а приберечь свою криптовалюту, имеет на руках не $14, а целых $1,2 тыс.
А многие инвесторы не имеют даже $14, потому что стартапы, в которые они вкладывали деньги, прогорели или исчезли.
То есть ICO может быть мошенничеством?
5
Мошенники (в криптосообществе используют термин — "скам"), конечно, есть. Они собирают деньги и исчезают после проведения ICO. Например, в Китае из-за таких случаев официально запретили проводить продажу токенов.
Но, разумеется, далеко не все бизнесы на этом рынке — скам. Дело в другом: часто на ICO выходили (и продолжают выходить) команды, у которых нет продукта, хорошо проработанной идеи и опыта в бизнесе. Они бы и рады выполнить обещания, которые давали покупателям токенов, но, увы, не могут.
И сейчас многие проекты, собравшие год назад деньги на ICO, продолжают жить только "на бумаге". В прошлом году швейцарский стартап Tezos получил судебный иск от инвесторов, недовольных тем, что основатели проекта собрали $232 млн на разработку блокчейн-платформы, но в срок ее не создали. Ранее оскандалился стартап Confido, который собрал $374 тыс. и удалил свои страницы и сайт из сети.
Кроме того на ICO наживаются мошенники-хакеры. Во время продажи токенов воруют, в среднем, 10% собранных средств. Самый частый вид мошенничества — создание фейковой страницы ICO-проекта, на которой мошенники указывают нужный номер счета. С помощью таких поддельных страниц они уже наживаются на будущем ICO Telegram.
В итоге доверие к рынку ICO упало. В июне 2017 года 93% стартапов собирали полную сумму за время проведения ICO. А в ноябре — только 23%, следует из исследования Ernst & Young.
Почему инвесторам так нравятся токены Telegram? Чем они лучше других?
6
Токены Telegram интересны и тем инвесторам, которые хотят заработать на росте их стоимости, и людям, чей бизнес может быть связан с мессенджером.
"Пользователи "поселятся" в Telegram как в самодостаточной экосистеме. В ней они смогут не только обмениваться сообщениями и файлами, как сейчас, но и совместно работать, переводить деньги. Внутренняя валюта мессенджера сделает жизнь пользователей удобнее", — объясняет ТАСС Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson.
"Благодаря инвестициям, привлеченным при помощи ICO, Дуров планирует увеличить главный показатель стоимости компании — количество пользователей ее мессенджера — со 150 млн до 1 млрд. Это позволит ему увеличить рыночную стоимость Telegram", — считает Константин Ордов, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
К тому же Telegram намерен продавать "цифровые акции" не за криптовалюты, курсы которых непредсказуемы, а за обычные деньги — это минимизирует риски упущенной выгоды.
ICO — это вообще законно?
7
В России пока нет закона о статусе криптовалют и других продуктов криптоэкономики. Его собираются принять летом 2018 года. И поэтому все операции с криптовалютами и токенами находятся как бы в "серой" зоне — они, с одной стороны, не запрещены, но с другой, государство никак не защищает ваши интересы, если вы вдруг нарветесь на мошенников. Само собой, нет и никаких государственных или любых других гарантий сохранности инвестиций.
Именно поэтому инвестиции в криптовалюты и любые другие активы криптоэкономики считаются самым рискованным видом вложений и заниматься ими людям без огромного опыта в финансовой сфере не рекомендуется.
Пока рабочая группа при правительстве РФ только предложила главные положения будущего законопроекта. Согласно им, неквалифицированные инвесторы — рядовые граждане, желающие приумножить личный капитал, — не смогут инвестировать в токены более 50 тыс. рублей.
Обсуждается и "потолок" суммы, которую смогут привлекать российские ICO-проекты. Минфин предлагает — не более одного млрд рублей. Впрочем, ничего не помешает бизнесу регистрировать свои юрлица в странах, дружелюбных к новой экономике. Сегодня это в первую очередь Япония, Швейцария, а в конце прошлого года лояльный закон о криптовалютах приняли в соседней Белоруссии.
Подготовила Анастасия Степанова