Компания Apple представила свой отчет за первый квартал 2018 финансового года. Доход за этот период составил $88,3 млрд, что на 13% больше, чем годом ранее, а количество активных устройств Apple в январе достигло отметки 1,3 млрд штук.
Чем интриговал отчет Apple
Первый квартал 2018 финансового года Apple совпадает с календарным четвертым кварталом 2017 года. По традиции, это самый прибыльный квартал Apple, так как на него приходится пик продаж новых моделей iPhone и высокий рождественский сезон шопинга.
Стоит отметить несколько важных моментов. Во-первых, предзаказ iPhone X стартовал только 27 октября 2017 года, спустя три недели после начала квартала.
Результаты могли быть еще выше, если бы на старте продаж iPhone X не возникло проблем с поставками модуля TrueDepth (отвечает за распознавание лица в iPhone X) и не случился перенос начала продаж умной колонки HomePod — нового и необычного для Apple продукта — с декабря на февраль.
Во-вторых, первый финансовый квартал 2018-го был на неделю короче первого квартала 2017 года.
Накануне отчета интригу создало сообщение издания Nikkei о планах Apple по сокращению производства iPhone X во втором квартале 2018 финансового года с 40 до 20 млн штук. Так это или нет и если так, то связана ли коррекция планов со слабыми продажами iPhone X во время рождественских праздников? Многие надеялись увидеть ответ на этот вопрос в отчете.
Еще один аспект, который интересовал инвесторов, аналитиков и журналистов, — это соотношение объема продаж iPhone и роста рынка смартфонов в целом. Так, согласно данным аналитической компании GfK в четвертом календарном квартале 2017 года в мире было продано 397 млн смартфонов. Это на 1% больше, чем в четвертом квартале 2016 года. При этом рост в денежном выражении за тот же период составил 11%. Такую динамику обеспечил рост интереса потребителей к более дорогим моделям смартфонов с большими и безрамочными дисплеями. Кстати, рекордсменом по росту продаж в денежном выражении стала Россия. В нашей стране в октябре—декабре 2017 года было реализовано смартфонов на $2,2 млрд, что на 36% больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Продажи меньше, прибыль больше
Скажем сразу, что отчет Apple не дал ответа на все вопросы. С одной стороны, Тим Кук заявил, что он рад сообщить о лучшем квартале в истории Apple, в котором компания показала самый высокий рост доходов и зафиксировала самую большую прибыль.
"iPhone X превзошел наши ожидания, еженедельно оказываясь самым продаваемым iPhone с момента его поставки в ноябре, — сказал глава Apple Тим Кук. — Мы достигли важной отметки — количество активных устройств в январе составило 1,3 млрд. Это рост на 30% всего за два года, что является свидетельством популярности наших продуктов и лояльности наших пользователей".
Apple обычно не разглашает данные продаж по конкретным моделям iPhone, но озвучивает среднюю цену за юнит. В этот раз она составила $796 против $695 год назад, что косвенно подтверждает слова Кука о хороших продажах iPhone X, минимальная цена которого составляет $999.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков позитивно оценил отчет Apple.
"Компания показала обнадеживающие результаты. Несмотря на то что финансовые аналитики всегда ждут более оптимистичных результатов, в этом квартале и они не разочарованы итогами и перспективами развития компании. Особо радует увеличение средней стоимости iPhone в квартале, которая оказалась даже выше прогноза аналитиков, что, собственно, и позволило продемонстрировать такие впечатляющие финансовые показатели. Важен и процесс возврата $14,5 млрд инвесторам в рамках программы возврата капитала, что всегда позитивно воспринимаемся рынком", — говорит Кусков.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин был менее оптимистичен. Он тоже отметил, что с финансовой точки зрения квартал был впечатляющим, но обратил внимание на два момента.
Первый — это то, что финансовый рекорд первого квартала был обеспечен высокой ценой iPhone X и то, что такое нетипично резкое для Apple поднятие цены на iPhone — разовый ход, который нельзя повторять каждый год.
Второе — это падение продаж (в штуках) iPhone на 1% на фоне общемирового роста. "Объем продаж iPhone — ключевой показатель для Apple, они генерируют 70% всей выручки. Общественность, инвесторы, медиа, аналитики — все воспринимают Apple именно как компанию, производящую iPhone, и по тому, как идут дела с продажами iPhone, судят о положении компании на рынке", — говорит аналитик Mobile Research Group.
В то же время он отметил и 18-процентный рост доли сервисов (App Store, Apple Music и пр.). По мнению Муртазина, это важный тренд и Apple двигается в правильном направлении, так как в перспективе интернет-сервисы будут обеспечивать больше 50% от общего объема продаж ведущих технологических компаний.
Почему Apple теряет долю рынка
В целом по результатам квартального отчета можно констатировать, что Apple демонстрирует стабильность на фоне агрессивных конкурентов и не самой благоприятной внешней конъюнктуры.
При этом видно, что в России рост рынка смартфонов за год на 6% в штуках сильно контрастирует с однопроцентным падением из отчета Apple. Очень любопытные цифры предоставил сервис "Aвито", где в 2017 году было продано около 20% всех новых iPhone. Согласно их данным, за 2017 год количество продаваемых iPhone сократилось на 1,5% при росте продаж Huawei на 16,5% и Samsung на 10,7%.
Говорят ли все эти цифры, что "Apple уже не тот"? Разумеется, нет. Apple делает по прежнему выдающиеся по своим потребительским характеристикам продукты и остается трендсеттером мобильного рынка. Достаточно посмотреть, с какой скоростью после выхода iPhone X конкуренты начали внедрять опцию распознавания лиц в своих смартфонах. Упреки Тима Кука в том, что при нем компания утратила креативных дух, тоже не совсем корректны. Да, Apple выжала максимум из дизайна 6-го iPhone 2014 года, но именно в сентябре 2017 года впервые за несколько лет компания представила сразу два инновационных продукта — iPhone X и умную колонку HomePod.
Почему же, несмотря на столь интересные продукты, Apple именно сейчас потеряла долю рынка. Объяснение очень простое. На мобильном рынке сейчас как никогда остра конкуренция, и одновременно действуют несколько очень сильных игроков: Samsung, Huawei, Xiaomi, BBK (бренды OnePlus, Oppo, Vivo), которые пока еще проигрывают Apple в лояльности пользователей, но уже не уступают, а иногда превосходят Apple в техническом уровне своих устройств и проводят очень агрессивную ценовую политику, жертвуя финансовыми показателями ради завоевания рынка.
Дмитрий Бевза