8 февраля 2018, 13:30
Сделка "Яндекса" и Uber

Как объединение "Яндекс.Такси" и Uber повлияет на цены

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Две компании закрыли сделку по объединению своих онлайн-сервисов в России и странах СНГ. ТАСС рассказывает, как это скажется на кошельках пассажиров такси и водителей

"Яндекс.Такси" и Uber объединили свой бизнес в России и пяти странах СНГ — Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Руководство новой компании обещает, что в результате сделки сохранится "доступная стоимость поездки".  

Что произошло?

1

"Яндекс.Такси" и Uber сообщили о предстоящем объединении еще в июле прошлого года. Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку в конце ноября 2017 года. 

8 февраля было объявлено, что сделка завершена. Компании инвестировали в объединение около $335 млн: Uber —  $225 млн, "Яндекс" —  $100 млн. Рыночная стоимость новой компании оценивается более чем в $3,8 млрд.

Контроль над бизнесом получает "Яндекс" — ему принадлежит 59,3%, Uber — 36,9%. Остальные 3,8% будут принадлежать сотрудникам компании.

Гендиректором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший "Яндекс.Такси".

Зачем компании объединились?

2

Чтобы увеличить свою долю на рынке. По данным Аналитического центра при правительстве России, суммарная доля двух компаний на рынке в 2017 году составила 10,4%. Таким образом, объединенная компания станет вторым игроком рынка после группы компаний "Везет" (объединяет бренды RuTaxi, "Везет", "Лидер", "Сатурн" и RedTaxi), который контролирует 12,3%. 

Речь идет только о легальном рынке. Существует еще и серый рынок, который эксперты оценивают в 20–25% от легального. Но в последние три года число водителей-нелегалов сокращается на 13% каждый год.

Как бы то ни было, с сегодняшнего дня как минимум каждая 20-я поездка на такси будет приходиться на объединенную компанию "Яндекс.Такси" и Uber. А в крупных городах этот показатель будет значительно выше.

Что изменится для обычных пассажиров?

3

Оба приложения — и "Яндекс.Такси", и Uber — по-прежнему доступны для пользователей.

А таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Проще говоря, будут видеть заказы из всех приложений. Интеграция нового сервиса, возникшего в результате объединения, будет поэтапной и займет несколько месяцев.

Другой вопрос — цены. Многие пользователи обсуждали в соцсетях то, что цены на поездки повысятся, ведь два крупных игрока больше не конкурируют.

Тигран Худавердян, сообщая в прошлом году о предстоящем объединении, настаивал, что пассажиры в проигрыше не останутся. "Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Все это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам — сохранить доступную стоимость поездки", — написал он в блоге "Яндекса".

Эксперты разошлись в мнениях о том, что будет с тарифами.

"Как показывает опыт аналогичного слияния Uber и Didi в Китае, цены постепенно повысятся — на 20–40%", — говорит Ирина Ефимова, представитель компании inDriver.

"Рост цен маловероятен, — не согласен Александр Першиков, основатель GetTransfer.com. — Российский рынок онлайн-такси очень конкурентный. Если "Яндекс.Такси" занимает значительную долю на московском рынке, то в регионах его опережают "Максим" и InDriver. А цена на поездку — основной фактор для клиентов".

При этом, по данным Аналитического центра при правительстве России, в прошлом году, когда "Яндекс.Такси" и Uber объявили об объединении, километр поездки на такси в Москве впервые с 2015 года подорожал — с 35 до почти 40 рублей.

А что поменяется для водителей?

4

Некоторые водители опасаются роста комиссий и изменения условий сотрудничества с сервисами.

"Водители не ждут ничего хорошего от этой сделки, — уверяет в интервью ТАСС Ярослав Щербинин, председатель профсоюза "Таксист" (действует в Москве и десяти других регионах России). — Сейчас цены на поездки в сервисах очень низкие. Вы видели тариф "комбо"? Это не просто эконом, это почти нулевая выгода для водителя. Он отдает 20% от стоимости поездки, а с комиссиями выходит еще больше. А ему нужно ремонтировать машину, платить за нее кредит".

Щербинин обратил внимание на снижение конкуренции и на то, что развитие онлайн-сервисов вызова такси сказывается на численности таксопарков. "Водителям податься некуда — таксопарки уходят с рынка из-за развития онлайн-сервисов. Когда "Яндекс" только зашел в Москву, было порядка десяти топовых фирм. У каждой — по тысяче водителей. И не топовых — более ста. Сейчас их намного меньше. Они продолжают закрываться. Они берут еще больший процент с водителя — до 35%. Таксисты в плохом положении. Не удивлюсь, если они устроят забастовку. Мне постоянно звонят с жалобами", — объясняет Щербинин.

"Беспокойство водителей оправданно. В США комиссия Uber составляет 30–40%. Комиссии для них будут расти", — прогнозирует Ирина Ефимова, представитель inDriver.

Однако не все согласны с таким прогнозом. 

"Условия для водителей могут ухудшиться только тогда, когда на рынке останется один-два крупных оператора. Сейчас такой опасности нет, — говорит Александр Першиков. — Москва — единственный город в России, где Uber и "Яндекс.Такси" имеют непропорционально большую долю рынка. В других городах продолжают лидировать Fasten, Gett, Wheely и "Максим".

Анастасия Степанова