"Яндекс.Такси" и Uber объединили свой бизнес в России и пяти странах СНГ — Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Руководство новой компании обещает, что в результате сделки сохранится "доступная стоимость поездки".
Что произошло?
1
"Яндекс.Такси" и Uber сообщили о предстоящем объединении еще в июле прошлого года. Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку в конце ноября 2017 года.
8 февраля было объявлено, что сделка завершена. Компании инвестировали в объединение около $335 млн: Uber — $225 млн, "Яндекс" — $100 млн. Рыночная стоимость новой компании оценивается более чем в $3,8 млрд.
Контроль над бизнесом получает "Яндекс" — ему принадлежит 59,3%, Uber — 36,9%. Остальные 3,8% будут принадлежать сотрудникам компании.
Гендиректором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший "Яндекс.Такси".
Зачем компании объединились?
2
Чтобы увеличить свою долю на рынке. По данным Аналитического центра при правительстве России, суммарная доля двух компаний на рынке в 2017 году составила 10,4%. Таким образом, объединенная компания станет вторым игроком рынка после группы компаний "Везет" (объединяет бренды RuTaxi, "Везет", "Лидер", "Сатурн" и RedTaxi), который контролирует 12,3%.
Речь идет только о легальном рынке. Существует еще и серый рынок, который эксперты оценивают в 20–25% от легального. Но в последние три года число водителей-нелегалов сокращается на 13% каждый год.
Как бы то ни было, с сегодняшнего дня как минимум каждая 20-я поездка на такси будет приходиться на объединенную компанию "Яндекс.Такси" и Uber. А в крупных городах этот показатель будет значительно выше.
Что изменится для обычных пассажиров?
3
Оба приложения — и "Яндекс.Такси", и Uber — по-прежнему доступны для пользователей.
А таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Проще говоря, будут видеть заказы из всех приложений. Интеграция нового сервиса, возникшего в результате объединения, будет поэтапной и займет несколько месяцев.
Другой вопрос — цены. Многие пользователи обсуждали в соцсетях то, что цены на поездки повысятся, ведь два крупных игрока больше не конкурируют.
Тигран Худавердян, сообщая в прошлом году о предстоящем объединении, настаивал, что пассажиры в проигрыше не останутся. "Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Все это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам — сохранить доступную стоимость поездки", — написал он в блоге "Яндекса".
Эксперты разошлись в мнениях о том, что будет с тарифами.
"Как показывает опыт аналогичного слияния Uber и Didi в Китае, цены постепенно повысятся — на 20–40%", — говорит Ирина Ефимова, представитель компании inDriver.
"Рост цен маловероятен, — не согласен Александр Першиков, основатель GetTransfer.com. — Российский рынок онлайн-такси очень конкурентный. Если "Яндекс.Такси" занимает значительную долю на московском рынке, то в регионах его опережают "Максим" и InDriver. А цена на поездку — основной фактор для клиентов".
При этом, по данным Аналитического центра при правительстве России, в прошлом году, когда "Яндекс.Такси" и Uber объявили об объединении, километр поездки на такси в Москве впервые с 2015 года подорожал — с 35 до почти 40 рублей.
А что поменяется для водителей?
4
Некоторые водители опасаются роста комиссий и изменения условий сотрудничества с сервисами.
"Водители не ждут ничего хорошего от этой сделки, — уверяет в интервью ТАСС Ярослав Щербинин, председатель профсоюза "Таксист" (действует в Москве и десяти других регионах России). — Сейчас цены на поездки в сервисах очень низкие. Вы видели тариф "комбо"? Это не просто эконом, это почти нулевая выгода для водителя. Он отдает 20% от стоимости поездки, а с комиссиями выходит еще больше. А ему нужно ремонтировать машину, платить за нее кредит".
Щербинин обратил внимание на снижение конкуренции и на то, что развитие онлайн-сервисов вызова такси сказывается на численности таксопарков. "Водителям податься некуда — таксопарки уходят с рынка из-за развития онлайн-сервисов. Когда "Яндекс" только зашел в Москву, было порядка десяти топовых фирм. У каждой — по тысяче водителей. И не топовых — более ста. Сейчас их намного меньше. Они продолжают закрываться. Они берут еще больший процент с водителя — до 35%. Таксисты в плохом положении. Не удивлюсь, если они устроят забастовку. Мне постоянно звонят с жалобами", — объясняет Щербинин.
"Беспокойство водителей оправданно. В США комиссия Uber составляет 30–40%. Комиссии для них будут расти", — прогнозирует Ирина Ефимова, представитель inDriver.
Однако не все согласны с таким прогнозом.
"Условия для водителей могут ухудшиться только тогда, когда на рынке останется один-два крупных оператора. Сейчас такой опасности нет, — говорит Александр Першиков. — Москва — единственный город в России, где Uber и "Яндекс.Такси" имеют непропорционально большую долю рынка. В других городах продолжают лидировать Fasten, Gett, Wheely и "Максим".
Анастасия Степанова