Как объединение "Яндекс.Такси" и Uber повлияет на цены
Две компании закрыли сделку по объединению своих онлайн-сервисов в России и странах СНГ. ТАСС рассказывает, как это скажется на кошельках пассажиров такси и водителей
"Яндекс.Такси" и Uber объединили свой бизнес в России и пяти странах СНГ — Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Руководство новой компании обещает, что в результате сделки сохранится "доступная стоимость поездки".
Что произошло?
"Яндекс.Такси" и Uber сообщили о предстоящем объединении еще в июле прошлого года. Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку в конце ноября 2017 года.
8 февраля было объявлено, что сделка завершена. Компании инвестировали в объединение около $335 млн: Uber — $225 млн, "Яндекс" — $100 млн. Рыночная стоимость новой компании оценивается более чем в $3,8 млрд.
Контроль над бизнесом получает "Яндекс" — ему принадлежит 59,3%, Uber — 36,9%. Остальные 3,8% будут принадлежать сотрудникам компании.
Гендиректором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший "Яндекс.Такси".
Зачем компании объединились?
Чтобы увеличить свою долю на рынке. По данным Аналитического центра при правительстве России, суммарная доля двух компаний на рынке в 2017 году составила 10,4%. Таким образом, объединенная компания станет вторым игроком рынка после группы компаний "Везет" (объединяет бренды RuTaxi, "Везет", "Лидер", "Сатурн" и RedTaxi), который контролирует 12,3%.
Речь идет только о легальном рынке. Существует еще и серый рынок, который эксперты оценивают в 20–25% от легального. Но в последние три года число водителей-нелегалов сокращается на 13% каждый год.
Как бы то ни было, с сегодняшнего дня как минимум каждая 20-я поездка на такси будет приходиться на объединенную компанию "Яндекс.Такси" и Uber. А в крупных городах этот показатель будет значительно выше.
Что изменится для обычных пассажиров?
Оба приложения — и "Яндекс.Такси", и Uber — по-прежнему доступны для пользователей.
А таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Проще говоря, будут видеть заказы из всех приложений. Интеграция нового сервиса, возникшего в результате объединения, будет поэтапной и займет несколько месяцев.
Другой вопрос — цены. Многие пользователи обсуждали в соцсетях то, что цены на поездки повысятся, ведь два крупных игрока больше не конкурируют.
Тигран Худавердян, сообщая в прошлом году о предстоящем объединении, настаивал, что пассажиры в проигрыше не останутся. "Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Все это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам — сохранить доступную стоимость поездки", — написал он в блоге "Яндекса".
Эксперты разошлись в мнениях о том, что будет с тарифами.
"Как показывает опыт аналогичного слияния Uber и Didi в Китае, цены постепенно повысятся — на 20–40%", — говорит Ирина Ефимова, представитель компании inDriver.
"Рост цен маловероятен, — не согласен Александр Першиков, основатель GetTransfer.com. — Российский рынок онлайн-такси очень конкурентный. Если "Яндекс.Такси" занимает значительную долю на московском рынке, то в регионах его опережают "Максим" и InDriver. А цена на поездку — основной фактор для клиентов".
При этом, по данным Аналитического центра при правительстве России, в прошлом году, когда "Яндекс.Такси" и Uber объявили об объединении, километр поездки на такси в Москве впервые с 2015 года подорожал — с 35 до почти 40 рублей.
А что поменяется для водителей?
Некоторые водители опасаются роста комиссий и изменения условий сотрудничества с сервисами.
"Водители не ждут ничего хорошего от этой сделки, — уверяет в интервью ТАСС Ярослав Щербинин, председатель профсоюза "Таксист" (действует в Москве и десяти других регионах России). — Сейчас цены на поездки в сервисах очень низкие. Вы видели тариф "комбо"? Это не просто эконом, это почти нулевая выгода для водителя. Он отдает 20% от стоимости поездки, а с комиссиями выходит еще больше. А ему нужно ремонтировать машину, платить за нее кредит".
Щербинин обратил внимание на снижение конкуренции и на то, что развитие онлайн-сервисов вызова такси сказывается на численности таксопарков. "Водителям податься некуда — таксопарки уходят с рынка из-за развития онлайн-сервисов. Когда "Яндекс" только зашел в Москву, было порядка десяти топовых фирм. У каждой — по тысяче водителей. И не топовых — более ста. Сейчас их намного меньше. Они продолжают закрываться. Они берут еще больший процент с водителя — до 35%. Таксисты в плохом положении. Не удивлюсь, если они устроят забастовку. Мне постоянно звонят с жалобами", — объясняет Щербинин.
"Беспокойство водителей оправданно. В США комиссия Uber составляет 30–40%. Комиссии для них будут расти", — прогнозирует Ирина Ефимова, представитель inDriver.
Однако не все согласны с таким прогнозом.
"Условия для водителей могут ухудшиться только тогда, когда на рынке останется один-два крупных оператора. Сейчас такой опасности нет, — говорит Александр Першиков. — Москва — единственный город в России, где Uber и "Яндекс.Такси" имеют непропорционально большую долю рынка. В других городах продолжают лидировать Fasten, Gett, Wheely и "Максим".
Анастасия Степанова