Что нужно знать о дронах, которые будут доставлять вам пиццу и посылки
Как компании экспериментируют с доставкой с помощью квадрокоптеров и когда такая услуга станет массово распространенной в городах
"Почта России" успешно провела второй тестовый запуск дрона-курьера. Беспилотник доставил несколько писем из одного в другое село в Бурятии, для чего пролетел расстояние в 12 километров. Первое испытание коптера-почтальона было неудачным: дрон врезался в жилой дом в Улан-Удэ сразу после взлета. Несмотря на то, что три года назад все обсуждали историю о том, как дрон доставлял пиццу в городском парке в Сыктывкаре, сегодня коптеры в качестве курьеров остаются на стадии экспериментов. Иногда тестирование сразу проходит успешно, как в случае с испытанием квадрокоптера в университете Иннополис в Казани: дрон с почтовым грузом пролетел за час 38 км и вернулся обратно. Иногда неудачно: как в первом эксперименте "Почты России". ТАСС — о том, почему так происходит, на каком уровне развития находятся эти технологии и когда доставка еды и документов с помощью коптеров станет привычной.
Дрон-курьер и его команда
"Недавно наш квадрокоптер доставил пакет с письмами и документами на крышу высотного дома в Подмосковье. Дрон сел на заранее подготовленную станцию — она мобильная и небольшая: метр двадцать на метр двадцать. Станция тоже наша разработка, она служит для приема, и для подзарядки. Расстояние полета — семь километров. Время — примерно 15 минут. Так мы тестировали возможности коптера в доставке вместе с московским застройщиком", — рассказывает Олег Понфиленок, основатель компании "Коптер Экспресс".
Коптеры от стартапа, появившегося в 2013 году, стали известными после совместной акции с сетью заведений "Додо Пицца". В один день промоутер в городском парке в Сыктывкаре рассказывал отдыхающим о возможности заказать пиццу, которую доставит дрон. Желающие нашлись быстро, и не одни, несмотря на то, что им пришлось переплачивать за доставку 350 рублей в сравнении со среднерыночной ценой на пиццу, принесенную человеком-курьером. Коптер прилетал в определенное место в парке, зависал над ним и спускал на тросе коробку с пиццей. Заказ принимал оператор, перед этим он надевал защитную каску, а спуск коробки контролировал, связываясь по рации со вторым оператором, управляющим дроном. То есть фраза "Дрон доставит пиццу" звучит эффектно, но процесс выглядит не как сюжет из научно-фантастического фильма.
"Тогда один полет по себестоимости выходил дорого — 1,5 тыс. рублей, — говорит Понфиленок. — Слишком много человеческого ресурса требовалось: два оператора — один отправляет коптер, управляет им, второй принимает. И сами коптеры были дороже. Но это было три года назад, с тех пор мы улучшали свою разработку, делали ее более независимой от оператора, работали над технической стороной и так удешевляли полет. Летом, например, дрон "выйдет" помогать спасателям патрулировать один из пляжей в Москве: один полет будет обходиться в 50 рублей".
Но цена далеко не главная причина, по которой квадрокоптеры еще не доставляют товары массово и постоянно ни в одной стране мира, а только тестируются.
Коптеры над башней и крышами
Американская компания Amazon недавно занялась получением патента на башню для коптеров-курьеров. Планируемая башня — это логистический центр с въездами и выездами для грузовых и отсеками, где коптеры будут подзаряжаться, обслуживаться, и оттуда они будут вылетать с товарами к заказчикам. Предполагается, что башни будут располагаться в многомиллионных городах мира. Amazon в этом желании не одинок, все компании, которые экспериментируют с дронами-курьерами, собираются наладить доставку в мегаполисах. Только сегодня этому мешают действующие законы. В крупных городах, в том числе и в Москве, коптеры могут передвигаться с очень серьезными ограничениями. Коптер, летящий в центре над многолюдными площадями столицы, — это невозможная картина.
"Дроны юридически — это беспилотные летательные аппараты. Они подчиняются правилам воздушного кодекса РФ. Сегодня мы должны подавать заявку на полет за пять дней — это первое неудобство. Впрочем, сейчас в Минтрансе хотят изменить эти правила: можно будет уведомлять о полете не настолько задолго. Но главное — это то, что в Москве и больших городах действует особый режим, нельзя запускать коптеры. Хотя в небольшом городе с этим проще — все разработчики и служба доставки понимают риски: технология не испытана. Например, есть риск, что дрон поломается в воздухе и упадет на головы прохожим. Хотя готовы решения: у нас есть дроны с восемью пропеллерами: если ломается два мотора — он не падает. Есть возможность делать коптеры с автоматической парашютной системой: если у него откажут пропеллеры, он мягко приземлится вниз на парашюте. К тому же все маршруты мы должны прокладывать над крышами домов, лесами, ни в коем случае не над улицей, где ходят люди. Тестовая доставка на крышу многоэтажного дома в Подмосковье так и выполнялась — дрон летел над лесом".
Еще среди рисков — столкновение с воздушным судном, добавляет Понфиленок. Поэтому Минтранс РФ требует согласовывать маршруты полетов.
И еще причина того, что дроны пока в эксперименте, — это их короткая работоспособность. "Средний дрон может выполнить маршрут 10 километров, продвинутый — 40 километров. Если по времени — он может лететь без остановки в течение часа, а зависать и лететь — полчаса. Но аккумуляторы, на которых работают коптеры, становятся мощнее примерно на 5% в год. При этом уже существуют долголеты, которые могут летать более длительные маршруты и оставаться в работе два часа, но очень быстрые и долголетающие дроны нужны далеко не всегда. Продвинутые версии стоят намного дороже, а для быстрой доставки небольшой посылки хватает уже существующего времени", — считает предприниматель.
Дроны везде через семь лет
Дроны начнут работать в доставке товаров в ближайшие два года, уверен Понфиленок.
"Очаговое" распространение дронов будет в течение двух лет. В 2020 году это станет уже заметно, — считает стартапер. — А в 2025 году — повсеместно. Но все-таки такая доставка, где дрон прилетает с письмом к вам в загородный дом, — это фантастика. Если только вы не поставите у себя во дворе станцию для приема. Вероятно, как автозаправки распространятся станции, где дроны будут подзаряжаться, между которыми они будут перемещаться". По его мнению, к 2025 году в крупных городах до 15% доставок будут выполнять дроны.
Анастасия Степанова