Эксперты: правительству придется выбрать между снижением акцизов и ростом цены бензина
По данным Thomson Reuters Kortes, даже при отрицательной марже АЗС средние розничные цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 в России с 14 по 18 мая выросли на 63 копейки
МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Состояние российского розничного рынка моторных топлив находится сейчас в довольно сложном положении из-за роста акцизов и высокой цены нефти, продажа топлива на АЗС сейчас убыточна, а рост розничных цен не в состоянии догнать опт. В этих условиях правительству нужно решить, снижать ли акцизы на бензин или допустить рост цен на АЗС - в противном случае многие заправки в России могут разориться, считают опрошенные ТАСС эксперты.
По данным Thomson Reuters Kortes, даже при отрицательной марже АЗС средние розничные цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 в России с 14 по 18 мая выросли на 63 копейки и достигли 40 руб. и 42,81 руб. за литр соответственно.
Старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин отмечает, что розничные операторы уже с середины 2017 года находятся в затруднительном положении. По его словам, если раньше топливная маржа АЗС составляла 2-4 руб. на литр, то в настоящий момент она находится в отрицательной зоне. На каждом реализованном литре заправки теряют до 4 руб.. По его расчетам, при отсутствии текущего регуляторного влияния со стороны ФАС цена на АЗС была бы на 8-10 руб. на литр выше, то есть АИ-92 стоил бы порядка 50 руб. за литр.
"Не только розница теряет от сложившейся ценовой конъюнктуры, НПЗ также несут значительные убытки. С начала 2018 года цена реализации на внутренний рынок ниже экспортной альтернативы на 5-9 тыс. руб. за тонну. Для заводов это означает прямые убытки, так как покупая нефть по цене нетбэк (цена на внешнем рынке за вычетом транспорта и пошлины) продавать нефтепродукты также необходимо в зависимости от мировых котировок", - сказал он.
Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отмечает, что ситуация осложняется тем, что экспортировать бензин и дизтопливо сейчас значительно выгоднее, чем их реализовывать на внутреннем рынке. Из-за этого растут оптовые цены, и вслед за ними - розница.
"Это происходит из-за сильного отступления от налогового маневра, у нас акцизы значительно выше изначально планировавшегося уровня. Во-вторых, произошел рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, однако в силу ряда причин рубль не укрепляется вслед за нефтью", - заметил эксперт.
Спасти рядовую АЗС
Аналитик "Финам" Алексей Калачев считает, что при текущих ценах независимые АЗС будут приносить существенные убытки от продажи АИ-92 и дизеля. На его взгляд, из-за существенного повышения нефтегазовых доходов бюджета России правительство может пойти на сокращение акцизов бензина и дизеля.
Он отметил, что если ничего не предпринимать по увеличению маржи розницы, то небольшие АЗС могут разориться, либо им придется производить суррогат. Тем не менее Калачев подчеркнул, что даже в этом случае катастрофы для рынка не произойдет, но стоимость всех перевозок в России вырастет на несколько процентов, а инфляция увеличится дополнительно где-то еще на 0,1-0,2 процентных пункта.
Михаил Турукалов согласился со своим коллегой и отметил, что видит лишь два варианта спасти независимые АЗС от убытков: отпустить в свободное плавание розничную цену топлива или привести ставки акциза к тому уровню, который был в изначальном плане налогового маневра. Другими словами, снизить их почти в два раза.
Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов в свою очередь рассказал, что самым логичным вариантом является урегулирование рынка за счет привязки акцизов на автобензин и дизельное топливо к цене на нефть и курсу доллара таким образом, чтобы при росте стоимости акцизы снижались, а при падении - увеличивались.
"Де факто такой механизм и действовал последние четыре года: акцизы неоднократно увеличивались в связи с низкой ценой нефти для компенсации выпадающих доходов. Но теперь, когда цена на нефть и курс доллара высоки, никто не спешит снижать акцизы. Во многом это связано с нежеланием затрагивать доходы дорожных фондов", - добавил он.
По его словам, сейчас разрабатываются другие варианты компенсации потерь компании на внутреннем рынке, например, выплачивать половину от разницы между экспортным паритетом и биржевой ценой в пользу производителя. Таким образом, при текущей ценовой конъюнктуре производитель будет получать 2,5-5 тыс. руб. на тонну топлива, что позволит поддерживать заниженные цены для потребителей.
От гибких акцизов - к алкоголю на АЗС
Федеральная антимонопольная служба, которая выступает основным регулятором цены бензина и дизеля на рынке России, в этом году неоднократно говорила о своей обеспокоенности ситуацией в отрасли. Глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что не исключает роста цен на бензин в России выше инфляции в случае продолжения роста цен на нефть. Он подчеркивал, что в такой ситуации необходимо будет снизить акцизы.
Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин говорил ТАСС, что служба также предложила в том числе для нормализации цен увеличить нормативы продаж нефтепродуктов на бирже - обязательный объем реализации бензина с 10% до 15% от всего производства в России, а дизеля с 5% до 7,5%.
Но большинство нефтяных компаний выступили с критикой этой идеи, объяснив свою позицию тем, что в определенные периоды они не смогут получить достаточный объем топлива на свои АЗС. Тем не менее ФАС будет ждать позицию Минэнерго, которое пока официально не получало этот документ.
По словам Артемьева, служба также предлагает вернуться к практике гибких акцизов, привязанных к цене нефти. Но Минфин недавно раскритиковал это предложение. Так, заместитель министра финансов Илья Трунин сказал, что их позиция объясняется тем, что большая часть акцизов зачисляется в бюджет регионов.
"Если мы сделаем плавающий акциз, то объем перечислений в бюджеты субъектов будет заранее не определен, и это теряет смысл. Поэтому в условиях такой бюджетной конструкции, которую мы поменять не можем, плавающий акциз просто невозможен", - объяснил Трунин.
В поисках решения проблемы ФАС также поддержала предложение Независимого топливного союза вернуть на АЗС продажу алкоголя. "Чем отличается магазин при АЗС от магазина в ста метрах от АЗС? Это дополнительный заработок для АЗС", - сказал Махонин. По его словам, практика продажи алкоголя на заправках есть и в других странах, в том числе в Европе.
Минэнерго оптимистично
В Минэнерго России сказали ТАСС, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме. На текущий момент запасы топлива начитывают порядка 1,576 млн тонн.
Глава Минэнерго Александр Новак говорил в апреле, что розничные цены на нефтепродукты в России в 2018 году будут увеличиваться соответственно уровню инфляции. Министр утверждал, что к прогнозу розничных цен на нефтепродукты не стоит привязывать ценовые колебания на оптовом рынке.
По словам Новака, Минэнерго не считает нынешнюю ситуацию критичной для независимых сетей АЗС, которые ранее неоднократно жаловались на низкую маржинальность их бизнеса.
Сегодня стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июле 2018 года в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне выросла на 1% - до $80,01 за баррель. Ранее нефть достигала этой отметки 17 мая, впервые с 25 ноября 2014 года.