Динамика цен и акцизы на бензин в России. Досье

Егор Алеев/ ТАСС
С 1 июня в РФ будут снижены акцизы на бензин и дизтопливо

ТАСС-ДОСЬЕ. С 1 июня в России будут снижены акцизы на бензин и дизельное топливо: на 2 тыс. (до 9-11 тыс. руб.) и 3 тыс. руб. (до 4,66 тыс. руб.) за 1 т соответственно. Об этом 31 мая по итогам правительственного совещания объявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. С 1 июля акцизы могут снизиться еще на 700 руб. Эти меры приняты из-за ускорившегося роста цен на бензин и дизельное топливо, вызванного повышением цен на нефть.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о динамике потребительских цен на моторное топливо, а также об акцизах на них.

Розничные цены

К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 копеек за литр. На протяжении 1990-х годов цены росли меньшими темпами, чем инфляция. Например, в 1995-1998 годах цена на бензин выросла только с 1 тыс. 680 до 1 тыс. 960 неденоминированных рублей (здесь и далее - данные Росстата и "Передовых платежных решений").

Первый резкий скачок цен произошел в конце зимы - весной 1999 года, когда цены в некоторых регионах, например, в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге, увеличились с 2 до 9 руб. за литр, хотя в Москве оставались относительно стабильными. Причиной было отсутствие регулирования, перепроизводство моторного топлива в одних регионах и его недостаток в других, а также действия руководства нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые предпочитали поставлять бензин за рубеж, где закупочные цены на него были выше. К концу 1999 года цены стабилизировались на уровне 9 руб. за литр.

На протяжении 2001-2007 годов цены стабильно росли на фоне роста цен на нефть. В рознице литр АИ-95 впервые стал стоить дороже 10 руб. в 2004 году, а дороже 20 руб. - в 2007 году. Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 руб.) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и снижение цен на бензин - до 19,77 руб. за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.

В 2010 году бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. Психологическая отметка в 30 руб. за литр была преодолена в ноябре 2012 года.

Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, хотя с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, с $100 до $45 за баррель, бензин продолжал стоить 35 руб. за литр. Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года - феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 руб. за литр, но затем возобновил рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.

В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков нефтяных цен за последние годы - с 41,5 до 44,8 руб. за литр.

Акцизы

Впервые автомобильный бензин начал облагаться акцизом в России в 1994 году (в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 марта 1994 года). Первоначально его взимали с НПЗ, ставка составляла 10% от отпускной цены. 22 марта 1995 года другим постановлением правительства она была повышена до 20%.

В 1997-2000 годах ставки регулировались законом "Об акцизах" от 6 декабря 1991 года. В 1997 году они были повышены до 25%. С 1998 года акциз на бензин (с октановым числом выше 80) был установлен в 370 руб. за тонну. С 1999 года - в 450 руб. С 2000 года - в 585 руб.

После вступления в силу 1 января 2001 года второй части налогового кодекса акциз на бензин начали взимать с заправочных станций. Ставка на бензин с октановым числом выше 80 в первой редакции кодекса составляла 1 тыс. 850 руб. за тонну и затем четырежды повышалась, достигнув в 2005 году 3 тыс. 629 руб. Из-за роста цен на нефть, чтобы сдержать подорожание бензина, власти пять лет не меняли акцизы. Впервые они были повышены с 1 января 2010 года - до 3 тыс. 992 руб. за тонну.

С 1 января 2011 года акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. При этом акциз на бензин класса "Евро-4" и "Евро-5" был повышен до 5 тыс. 143 руб. за тонну. С 1 января 2012 года - до 6 тыс. 822 руб.

С 1 января 2013 года акциз на "Евро-5" был снижен до 5 тыс. 143 руб., в то время как на остальные - вырос до 8-10 тыс. руб.

С 1 января 2014 года акцизы на бензин "Евро-5" были подняты до 6 тыс. 450 руб., на остальные - до 10-11 тыс. руб.

Впервые акцизы на все виды автомобильного бензина были снижены с 1 января 2015 года "Евро-5" - до 5 тыс. 530 руб., остальные были уравнены на отметке в 7,3 тыс. руб.

С 1 января 2015 года акцизы были резко увеличены до 7 тыс. 530 руб. ("Евро-5") и 10,5 тыс. руб. (бензин всех остальных классов). В дальнейшем акцизы повышались дважды: с 1 января 2016 года (до 10 тыс. 130 руб. за тонну бензина "Евро-5" и 13 тыс. 100 руб. - за остальные). До настоящего времени действует ставка в 11 тыс. 213 руб. ("Евро-5") и 13 тыс. 100 руб. (остальные виды).