Сергей Кузьмин, президент дочернего системного интегратора МТС — "Энвижн Груп", рассказал в интервью ТАСС о том, кто больше всего выигрывает от синергии интегратора с оператором связи МТС и как IТ-компания развивается, несмотря на конъюнктуру в стране и мире.
— В этом году на Петербургском форуме заключено как никогда много соглашений, связанных с IТ, все говорят о цифровизации бизнеса. Как вам этот тренд и в целом активность IТ-компаний на форуме?
— О цифровизации сегодня действительно говорят все. Вы правы, это тренд. К нему хотят быть причастны даже те, кому в действительности нечего предложить рынку. Для нас же, системного интегратора, цифровизация компаний — это профильная деятельность. Мы давно внедряем решения для повышения эффективности бизнеса клиентов и снижения их затрат на IT-инфраструктуру. Признаться, я не следил за активностью конкурентов на форуме. Для меня приоритетны наши клиенты и партнеры, а не мода или действия конкурентов.
— В этот раз вы подписали какие-то соглашения?
— Да, мы с МТС объявили о создании центра интеграционных решений для ретейла в партнерстве с SAP и о развитии инфраструктуры для интернета вещей с Nokia. Автоматизация бизнес-процессов в отдельных отраслях экономики и сегмент интернета вещей — это направления, которые пользуются сегодня очевидным спросом. Их целевая аудитория нам хорошо знакома и понятна. В частности, корпоративные клиенты смогут централизованно управлять всеми своими IoT-компонентами благодаря платформе Nokia IMPACT, которую "Энвижн Груп" впервые развернула в России на инфраструктуре МТС. Бизнес сегодня все активнее использует решения, приложения, сервисы и датчики, однако их было сложно объединить в одну управляемую цифровую систему, так как у каждого компонента свой стандарт и протокол работы. Теперь этот барьер развития IoT снят. Интернет вещей в принципе становится альтернативной инфраструктурой. Раньше клиент закупал оборудование и ПО для организации рабочих мест, управления предприятием, хранения информации, передачи данных и так далее. Сегодня клиент получает IТ как сервис, в комплексе из ПО, в том числе облачного, подключенных устройств, пользовательского интерфейса и высокоскоростной передачи данных.
— Вы рассказали о совместных с МТС проектах. Насколько сильно вы зависите от материнской компании?
— Три года назад "Энвижн Груп" вошла в холдинг компаний МТС. Это стало продолжением более чем 15-летней истории "Энвижн", занявшей за это время уверенное место среди крупных системных интеграторов страны. МТС, оставаясь крупнейшим оператором связи в России, обладает уникальными компетенциями в области разработки цифровых продуктов. Мы умеем выводить такие продукты на рынок и интегрировать их в бизнес клиентов. Синергия, от которой выигрывают все и, главное, клиенты. Мы поставляем законченные end-to-end-решения под конкретные задачи и отрасли. При этом мы как группа компаний можем предложить эффективное ценообразование и оставаться для клиента единым окном. Мы отвечаем перед ним и за связь, и за его IT-инфраструктуру, и за сервис, который предоставляем. Приведу пример. У МТС есть собственный Центр информационной безопасности (Security operation center, SOC), мы запустили его для круглосуточного контроля защищенности внешнего периметра информационных систем самой МТС. Год назад услуги центра стали доступны всем клиентам. Сегодня SOC обеспечивает киберзащиту десятка крупных компаний в ведущих отраслях экономики. Мы выступаем интегратором этих проектов. Еще один пример. У "Энвижн Груп" сильнейшая экспертиза Microsoft в стране, топ-3 LSP-партнеров вендора в России. В прошлом году Сбербанк совершил с нами рекордную для IТ-рынка России закупку программного обеспечения Microsoft. Контракт вели специалисты по продажам системной интеграции МТС. В этом году благодаря партнерским отношениям "Энвижн Груп" и Microsoft мы первыми в стране развернули облачную систему Azure Stack в дата-центрах МТС. Фактически локализовали глобальное облако Microsoft Azure, которым пользуются крупнейшие компании мира, на территории России. Продаются облачные решения также через материнскую компанию под брендом #CloudМТС.
— С успехами в России понятно. Все крупные компании мечтают вывести свои услуги и продукты за пределы страны, а вы?
— Для IТ нет территориальных предпочтений. Качественный цифровой продукт и компетентные интеграционные услуги нужны везде. Мы работаем с решениями, которые востребованы в мире, ориентированы на глобальный рынок. У нас успешное партнерство, например, с российской компанией, которая занимается видеоаналитикой, — VisionLabs. У них собственная технология распознавания лиц, она включена в авторитетные мировые рейтинги. Мы считаем, что у них большой потенциал на глобальном рынке. IT-услуги по своей сути, как я уже сказал, вообще мало привязаны к территории. Мы готовы дистанционно оказывать сервисы не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, у нас есть соответствующий центр компетенций в Восточной Европе.
— Как санкции повлияли на вашу работу и, в частности, на работу с вендорами?
— Как я уже отмечал, мы являемся партнером крупнейших западных поставщиков, в том числе из США. Нормативные ограничения влияют на наших партнеров. Они должны соблюдать законодательства своих государств. Санкции в какой-то степени ограничивают для них рынок сбыта. Диверсификация нашего вендорского портфеля позволяет предложить клиенту альтернативу. Фактор ограничений для нас не является блокирующим. Мы глубоко погружаемся в задачи клиента и находим оптимальные комбинации, в том числе используя собственные разработки. В некотором смысле это можно сравнить с хорошим супермаркетом, в котором можно собрать любую продуктовую корзину под потребности покупателя — продукты от мировых производителей, российские аналоги и собственное производство, к услугам покупателей консультанты, которые помогают сделать оптимальный выбор.
— Какая категория товаров в вашем "супермаркете" самая востребованная, что планируете снять с "полки", а что запустить в продажу?
— База нашего бизнеса сегодня — IТ-услуги, среди которых IТ-консалтинг и классическая системная интеграция. Существенная доля спроса приходится на вендорский бизнес, облачные решения и организацию информационной и физической безопасности предприятия. За этими услугами к нам обращаются чаще всего. Все большей популярностью у клиентов пользуются бизнес-консалтинг и услуги аутсорсинга. Это подтверждает и общемировой тренд: на эти сегменты сегодня приходится основной рост. Если говорить о том, на чем будет фокусироваться "Энвижн Груп", об усилении компетенций, то мы сосредоточимся на информационной безопасности и непосредственно на защите критической информационной инфраструктуры. Большое внимание мы уделяем и еще больше будем уделять рынку IoT, причем полного цикла: от разработки и адаптации устройств под нужды заказчика до интеграции с бизнес-приложениями. Говоря о будущем, которое уже наступило, но не заняло пока существенной доли в выручке, то мы верим в роботизацию.
— К вопросу о роботах. Эксперты говорят, что здесь не хватает норм регулирования. Возможно, это исправит пришедшее на смену Минкомсвязи Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций. Каких норм регулирования вам, как представителю цифровой индустрии, сейчас не хватает?
— Сейчас большинство информации передается по новым протоколам, по новой технологии — их на момент формирования действующей нормативной базы просто не существовало. Конечно, когда правила игры определены, рынок развивается быстрее. И здесь важна роль государства с точки зрения создания условий, среды, нормативной базы. Формировать предложения и оказывать услуги, применяя новейшие технологии, легче в рамках адекватного регулирования. Благодаря мягкому регулированию сервисы и услуги связи за последние 10–15 лет стали доступными и весьма продвинутыми в России. В нашей стране одни из самых низких цен на связь в мире. Очевидно, что этот успешный опыт теперь нужно повторить с инновационными технологиями — Dig Data, деятельностью роботов, искусственным интеллектом.
Отсутствие стандартов, конечно, не останавливает развитие этих сегментов, но происходит медленнее, чем могло бы. Например, интернет вещей — даже при обилии устройств и программных решений, пока нет единого стандарта, их интегрировать достаточно сложно, фактически каждый раз требуется индивидуальная настройка там, где может работать стандарт. Он нужен, чтобы быстрее определиться и производителям — в какие технологии инвестировать, и потребителям — каким образом планировать развитие своей IT-инфраструктуры. На мой взгляд, релевантное регулирование способствовало бы быстрейшему проникновению технологий на рынок, в бизнес и в общество.
Беседовала Лана Самарина