"Натали Турс" — один из старейших российских туроператоров. Он работал на рынке с 1992 года и объявил о прекращении деятельности 4 сентября 2018 года.
С чего все началось?
1
30 июня туроператор "Панорама Тур" (это юридическое лицо "Натали Турс") объявил об отмене чартерных рейсов в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион на фоне низкого спроса. Об этом говорилось в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР). Тогда изменения не коснулись клиентов компании, купивших туры в эти города с перелетами регулярными рейсами.
Президент компании "Натали Турс" Владимир Воробьев тогда же на своей странице в Facebook сообщил, что испанский партнер туроператора — W2Meet — 29 июня остановил сотрудничество и приступил к аннулированию туров. "Чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений", — заявил он.
По его словам, соответствующая информация была оперативно доведена до рынка, что позволило избежать серьезных осложнений в аэропортах вылета, прилета и на курортах.
Как развивалась ситуация дальше?
2
4 июля туроператор сообщил, что приостанавливает продажи и аннулирует все туры с 4 июля по 30 сентября 2018 года. На тот момент за рубежом находилось порядка 3,5 тыс. туристов "Натали Турс". Все они вернулись на родину еще в конце июля.
Во вторник, 14 августа, на сайте "Натали Трус" появилась информация о приостановке операционной деятельности. Позднее гендиректор туроператора Владимир Воробьев опроверг эти данные и объяснил, что они не соответствуют действительности. По его словам, компания планирует привлечь 700-800 млн рублей инвестиций и надеется возобновить продажу туров уже в октябре текущего года.
Почему у туроператора возникли проблемы?
3
По словам Воробьева, туроператор незадолго до июля столкнулся с кризисом ликвидности. "Компании стало не хватать собственных финансов, чтобы своевременно оплачивать поставщикам услуги", — сказал он, отметив, что обязательства туроператора перед партнерами и кредиторами достигают нескольких миллионов долларов.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов назвал причинами приостановления работы туроператора:
- неверную оценку рыночной конъюнктуры;
- завышенные ожидания.
Так, если проблемные туроператоры за год продали только несколько тысяч путевок, то их конкуренты, также продающие путевки в Испанию, Турцию, Грецию, отправили более 1 млн туристов за это же время, объяснили эксперты. Кроме того, сокращению спроса на поездки способствовал дешевевший рубль, дорожавшее авиатопливо и чемпионат мира по футболу. Многие россияне отказались от поездок во время его проведения и решили отдохнуть в России.
Что в этой ситуации сделал Ростуризм?
4
Ростуризм с 3 сентября получил право исключать из федерального реестра туроператоров компании, которые без публичного уведомления прекратили выполнять обязательства по всем договорам.
И в тот же день ведомство воспользовалось новыми возможностями и, как и ожидалось, исключило из реестра данные о фирмах, работающих под брендом "Натали Турс". В частности, речь идет об ООО "Панорама Тур", ООО "Агентство путешествий "Натали" и ООО "Туроператор "Натали Турс". При этом одно из юрлиц туроператора — ООО "Центр туризма "Согласие", миновали санкции Ростуризма.
По мнению, пресс-секретаря Российского союза турииндустрии Ирины Тюриной, решение чиновников не исключать все юрлица "Натали Турс" из реестра, может стать для компании шансом на возобновление деятельности.
Позднее туроператоры, работающие под брендом "Натали Турс", сообщили о прекращении работы. Соответствующая информация появилась на официальном сайте "Натали Турс".
Туристам вернут деньги за путевки в полном размере?
5
Туроператор заявлял, что готов вернуть деньги за аннулированные туры, и 5 июля опубликовал регламент возмещения средств. В тот же день было выплачено 800 тыс. рублей компенсаций. А к концу августа компания получила около 12 тыс. претензий от клиентов.
В начале августа в Российском союзе туризма (РСТ) рассказали, что так и не получившие деньги клиенты "Натали Турс" начали требовать их у турагентств. Ранее сообщалось, что компании не хватает средств для выплаты компенсаций. По данным самого туроператора, он аннулировал около 12 тыс. туров, проданных до 1 октября, на сумму $15 млн. При этом до конца года "Натали Турс" реализовала около 30 тыс. туров, общая стоимость которых достигает 1,2 млрд рублей.
В качестве второго варианта компенсации "Натали Турс" предлагала туристам подождать и перенести свои туры на период с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года. По словам Владимира Воробьева, компания надеется отправить их на отдых уже следующим летом.
В АТОР предупредили, что клиенты могут рассчитывать на компенсацию только 4,2% стоимости путевки. И только в случае, если туроператор прекратит деятельность и для выплат придется задействовать механизм фингарантий. В РСТ назвали еще более конкретную сумму возмещения — только 4,5 тыс. рублей.
В преддверии осени "Натали Турс" выплатила только 3,5 млн рублей возмещений от необходимых 1,5 млрд рублей. Таким образом компания не выполнила обязательства в полном размере перед 30,2 тыс. клиентов. Финансовая ответственность туроператора застрахована на 150 млн рублей в "Ингосстрахе".
Многие туристы уже подают иски, чтобы взыскать полный объем своих расходов, рассказали в АТОР. С большой долей вероятности клиент выиграет суд, но все равно столкнется с проблемой взыскания средств с туроператора.
Как исключение из реестра повлияет на клиентов туроператора?
6
Исключение туроператора из федерального реестра — это страховой случай, который позволяет задействовать фингарантии.
Раньше, чтобы официально наступил страховой случай и страховщик начал выплату возмещений, туроператор должен был опубликовать на сайте информацию, что он прекращает деятельность. Вместе с этим он должен был разослать письма с таким уведомлением в Ростуризм, страховую компанию и ассоциацию "Турпомощь".
Без официальных заявлений могла наступить подвешенная ситуация, когда компания выполнять обязательства прекращала и исчезала из поля зрения клиентов, но страховщик при этом не имел оснований выплачивать им возмещения. Собственно, аналогичная той, с которой столкнулись многие клиенты "Натали Турс" в июле-августе.
Теперь Ростуризм сможет сам принимать решение об исключении туроператора из реестра, если тот практически прекратил оказание всех услуг и аннулировал свои туры.
"Ингосстрах", в котором застрахованы фингарантии "Натали Турс", уже начал принимать заявления от клиентов компании. Размер выплаты каждому пострадавшему туристу страховщик определит через 30 дней.
Что делать, чтобы получить деньги за несостоявшуюся поездку?
7
Ранее Ростуризм опубликовал памятку, как действовать людям, если их тур отменен.
Если клиент "Натали Турс" еще не улетел на курорт, то нужно составить заявление на возврат денежных средств, указав причину — неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром. Заявление необходимо передать в турагентство, в котором была куплена путевка. Турагентство свяжется с туроператором, который должен будет вернуть средства на счет фирмы для дальнейших расчетов с клиентами.
Если человек платил за тур наличными, то и деньги ему будут возвращены наличными. Если расчеты осуществлялись по банковской карте, то деньги придут на карту.
Мария Селиванова, Арина Раксина