23 июля 2013, 13:11

Детройт в предбанкротном состоянии и города-призраки

Фото ЕРА-ИТАР-ТАСС
Фото ЕРА-ИТАР-ТАСС
На среду назначены первые судебные слушания по банкротству бывшей американской автомобильной столицы

МОСКВА, 23 июля. /ИТАР-ТАСС/. В среду 24 июля должны пройти первые слушания по делу о банкротстве Детройта. Как собщил судья Суда по банкротствам США Стив Родес, спор между Детройтом и пенсионными фондами города будет рассматриваться именно в федеральном суде, а не в суде округа Ингхэм (штат Мичиган). Пока же судья округа Ингхэм Розмари Акуилайна 19 июля вынесла решение о том, что поданное заявление о банкротстве незаконно.

Антикризисный управляющий Детройта Кевин Орр подал 18 июля 2013 года в федеральный суд заявление о банкротстве города. Если суд признает финансовую несостоятельность когда-то процветающего места — это будет крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Долги Детройта превышают 18 млрд долларов, дефицит его бюджета (1 млрд долларов на 2013 г.) в этом году должен составить 327 млн долларов.

В феврале 2013 года специальная комиссия, изучавшая финансовое положение бывшей автомобильной столицы Америки, пришла к выводу, что та находится на грани финансовой катастрофы, а у его властей нет плана, который позволил бы избежать банкротства. Губернатор штата Мичиган, где расположен Детройт, Рик Снайдер согласился с выводами комиссии и принял решение о введении в городе внешнего антикризисного управления. Кевин Орр, занимавшийся в прошлом спасением от банкротства автомобильного концерна Chrysler, приступил к исполнению обязанностей в марте. Под его контроль перешел муниципальный бюджет, которым до этого распоряжалась мэрия. Он мог вносить изменения в трудовые договоры, заключенные между городом и профсоюзами. Кроме того, Орр имел право продавать активы Детройта и урезать в целях экономии зарплаты местных чиновников. Если судом будет позволено, Орр сможет ликвидировать городские активы, чтобы найти средства на выплату долгов и пенсий. В июне Детройт был вынужден прекратить обслуживание внешних долгов, чтобы выполнить обязательства по выплатам пенсий и поддерживать инфраструктуру.

В сопроводительном письме к заявлению о банкротстве губернатор штата Мичиган написал, что поддерживает решение города. По его мнению, Детройт сумеет себя восстановить сам, если он избавится от невыполнимых обязательств. В нынешней ситуации банкротство — единственный выход, считает Рик Снайдер.

Государство не обязано оказывать финансовую помощь Детройту, высказался в воскресенье губернатор штата Мичиган, где расположен город, считавшийся полвека назад автомобильной столицей Америки.

Пути возможного оказания содействия изучают министр жилищного строительства и городского развития Шон Донован, помощник президента по экономической политике Джин Сперлинг и старший советник Обамы по внутриполитическим вопросам Валери Джарретт, сообщил пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни. По его словам, на уровне президента Барака Обамы и вице-президента Байдена в Белом доме ситуация, в которой оказался Детройт, не рассматривается. Федеральное правительство США изучает возможность поддержать Детройт, сообщил 20 июля вице-президент США Джозеф Байден. При этом Джей Карни уточнил, что вопрос погашения федеральными властями задолженности Детройта, составляющей примерно 17-20 млрд долларов, не рассматривается. "Этот вопрос, когда речь заходит о несостоятельности города, должен быть решен Мичиганом, Детройтом и кредиторами", - заявил он.

Власти Детройта заверяют население, что выплаты зарплат, пособий не будут прекращаться. Также автомобильный гигант General Motors заявил, что не собирается покидать Детройт и что банкротство города не отразится на работе концерна.

Расцвет Детройта пришелся на 1940 годы благодаря многочисленным военным заказам. Затем развитию местной экономики способствовал бум автомобилестроения в США, длившийся вплоть до конца 1960-х. На расширявшихся заводах в середине прошлого века была нехватка рабочих, и ради их привлечения автоконцерны предлагали в два раза большие зарплаты, чем в среднем по стране. В город стекались потоки народа из южных штатов США. В начале 1970-х разгорелся нефтяной кризис, и неэкономичные американские автомобили стали уступать рынок моделям из Японии, кроме того автоконцерны стали переносить свои производственные площадки из Детройта в другие города или даже страны. Начался отток населения: если в период расцвета Детройта численность жителей приближалась к 2 млн человек, то сейчас в нем живет около 700 тысяч, преимущественно из самых бедных слоев. Многие районы заброшены, улицы не освещаются, в городе в два раза выше уровень безработицы (16%), чем в среднем по стране. Детройт является одним из наиболее криминальных мегаполисов США.

Детройт далеко не первый населенный пункт в США, объявивший себя банкротом. С 2010 года в стране на банкротство подали заявление 36 городов, округов и специальных районов, пишет The Detroit News. Столица Пенсильвании Харрисбург в 2011 году подал на банкротство с целью реструктуризации долга в 300 млн долларов. В 2012 году то же самое сделали три калифорнийских города: Стоктон, Маммот и Сан-Бернардино.

Детройт (Мичиган, США)

Бывшая столица американской автомобильной промышленности обратилась в окружной суд США, признав что не может выплатить долги, составляющие 18,5 млрд долларов. Это самое крупное муниципальное банкротство за всю американскую историю. Процедура может затянуться на год.

Проблемы Детройта начались в 1970-х с сокращения втопроизводства. Следствием этого стал отток населения. Целые районы оказались брошены жителями и сейчас являются криминально опасными.



Харрисбург /Пенсильвания/



Стоктон /Калифорния/



Сан-Бернардино /Калифорния/



Старая Губаха /Пермский край/

Город в Пермской области, основанный еще в XVIII веке. Значительное сокращение населения, почти в три раза, произошло в Губахе в 1960-х в связи с закрытием Кизеловского угольного бассейна. В 2010 году здесь насчитывалось около 21 500 жителей. Ключевым предприятием остается химическое производство «Метафракс». Губаха далеко не единственный пример города-призрака в России. Таких населенных пунктов можно насчитать десятки. Фото goroda-prizraki.narod.ru/Cообщество Steam



Жанатас /Казахстан/

Город возник в 1969 году в связи с началом добычи фосфоритов. После распада СССР пришел в запустение, с 1989 до 1999 г. население сократилось на 43%. Сейчас в Жанатасе живёт около 21 000 человек.



Сьюэлл /Чили/

Город расположен в Андах на высоте около 2000 метров, он был основан в 1904 году компанией Braden Copper для добычи меди. В конце 1970-х компания стала переселять население в связи с закрытием разработок. Сейчас город находится в списке охраняемых объектов ЮНЕСКО, а чилийское правительство объявило его национальным памятником.



Хамберстоун /Чили/

Заброшенный шахтерский город Хамберстоун находится в чилийской пустыне Атакама. Жители покинули его после разорения предприятий по добыче селитры в 1920-1930-х. Фото flickr.com/ magnusvk



Остров Хасима /Япония/

Остров заселили в начале XIX века, когда обнаружили здесь большие запасы угля. К 30-м годам XX века остров стал крупным промышленным центром, кроме шахт там работали военные заводы. Плотность населения в период наивысшего развития достигала 139 100 человек на квадртный километр. В 1970-е добыча угля прекратилась и остров обезлюдел.