26 июля 2018, 14:53

Взлеты и падения Facebook

Alexander Koerner/ Getty Images

Для соцсети наступила "черная среда" — акции упали более, чем на 20%. И продолжили снижение в четверг. Рассказываем о громких успехах и провалах детища Марка Цукерберга и их значении

На торгах в четверг 26 июля бумаги Facebook рухнули почти на 19% до цены $176,26 за акцию. В результате капитализация компании сократилась на почти $120 млрд. По данным телекомпании CNN, это стало "одним из крупнейших снижений за всю историю для акционерной компании".

Динамика изменения размеров состояния Марка Цукерберга

25 июля 2018 года

1

На закрытии торгов в Нью-Йорке в среду стоимость акций компании упала более, чем на 20%.

Причины:  

  • Аналитики разочаровались в опубликованной отчетности Facebook за второй квартал 2018 года. Компания заявила о росте прибыли на 42% — до $13,23 млрд, хотя ее прогнозировали на уровне $13,36 млрд. 
  • Низкие темпы роста числа пользователей — 1,54% против 3,14% кварталом ранее.
  • Финансовый директор Facebook Дэвид Вейнер дал прогноз на замедление темпов роста компании.
  • Усиление мер по защите данных в Европе. В мае 2018 года в ЕС вступил в силу General Data Protection Regulation (GDPR). Закон защищает персональные данные пользователя, которые позволяют его идентифицировать. Он дает возможность властям ЕС спрашивать у компаний про цели обработки данных, место их хранения и требовать удаления при необходимости.
  • Реализация непопулярных видов подачи контента.  

Последствия:  

Из-за продолжившегося в четверг 26 июля падения основатель соцсети Марк Цукерберг лишился более $15 млрд, уточнили расчеты в Bloomberg. Днем ранее они оценили его потери в размере $16,8 млрд. Таким образом Цукерберг опустился с третьей на шестую строчку в списке самых богатых людей в мире.

А рыночная капитализация компании сократилась на почти $120 млрд.

19 марта 2018 года

2

Предыдущим драматическим падением акций Facebook стало сокращение почти на 7% весной текущего года. После этого капитализация компании за неделю упала больше чем на $50 млрд. 

Причины: 

  • Обнародование информации, что британская Cambridge Analytica собрала личные данные более 50 млн пользователей соцсети без их ведома. По данным New York Times, компания использовала полученные сведения о пользователях, чтобы составить психологический портрет избирателя перед выборами президента США и создавать предвыборную рекламу. 

Последствия: 

Скандал с утечкой данных стоил Цукербергу $4,9 млрд. В апреле на протяжении двух дней в течение почти десяти часов ему пришлось давать показания, отвечая на вопросы почти 100 конгрессменов и сенаторов о Cambridge Analytica, вмешательстве в выборы и "шпионаже" за пользователями других принадлежащих ему платформ, таких как WhatsApp и Instagram. 

Основатель соцсети пообещал исправить собственные ошибки. Компании понадобилось около двух месяцев, чтобы восстановиться — уже в мае ее стоимость вернулась на докризисный уровень.

3 ноября 2016 года

3

В четверг 3 ноября 2016 года цена акций Facebook снизилась почти на 5,7% сразу после публикации отчетности за третий квартал.  

Причины: 

  • Опасения инвесторов из-за предупреждений компании о вероятном сокращении доходов от рекламы в 2017 году из-за невысоких темпов увеличения ее объемов. Хотя доходы компании показали позитивную динамику, составив чуть более $7 млрд. 

Последствия: 

Марк Цукерберг тогда отметил, что компания гордится пройденным кварталом и продолжает работу по развитию технологий.  

30 января 2014 года

4

В начале 2014 года бумаги Facebook выросли в цене на 14,2%, до $61,1 за акцию. Тогда это стало их максимальной ценой за все время обращения акций компании на бирже. 

Причины: 

  • Инвесторы отыграли позитивные итоги 2013 года. По отчетам компании, годовая выручка составила $7,87 млрд против $5,08 млрд в аналогичном периоде 2012 года.
  • Высокие темпы роста аудитории — месячный объем аудитории достиг 1,23 млрд человек, что на 16% выше предыдущих показателей. Число активных пользователей сетью с мобильных устройств составило 556 млн.

25 июля 2013 года

5

А вот ровно пять лет назад акции Facebook наоборот резко выросли на торгах, взлетев почти на треть до $34 за акцию. Уже к концу месяца бумаги компании впервые превысили цену размещения на IPO.

Причины: 

  • Инвесторы отыграли финансовую отчетность компании за второй квартал 2013 года. За этот период сеть Facebook заработала $333 млн, хотя годом ранее за этот же период, наоборот, потеряла $157 млн.
  • Компания заявила о серьезных достижениях в мобильном интернете и развитии приложений для телефонов и планшетов. 

Выход на IPO в 2012 году

6

Самым известным финансовым провалом Facebook стал выход на IPO в мае 2012 года.

Первичное размещение акций по $38,23 позволило компании привлечь $16 млрд, что сделало его самым крупным на тот момент IPO за всю историю торгов в США. Но уже буквально на второй день бумаги соцсети начали падать. Спустя всего три дня они опустились на 18%. А в августе акции Facebook упали вдвое ниже IPO. 

Аналитики назвали несколько причин неудачи

  • Большое число акций, предложенных к продаже.
  • Общая нестабильность фондового рынка из-за проблем в мировой экономике.
  • Недавнее решение крупнейшего мирового производителя автомобилей General Motors отказаться от рекламы в Facebook.

Эксперты также обратили внимание на: 

  • слишком позднее размещение; 
  • неудачный выбор времени; 
  • переоценку инвесторами;
  • проблемы в первый день, когда из-за технического сбоя в системе биржи NASDAQ, выбранной в качестве площадки для IPO, инвесторы несколько часов не могли понять, исполняются ли их заявки.

Последствия:

Широкой критике подверглись организаторы IPO — инвестиционный банк Morgan Stanley и его партнеры, которых обвиняли, что они получали эксклюзивную информацию о финансах Facebook. 

Кроме того, результатом стали судебные иски акционеров, посчитавших, что компания небрежно подошла к организации IPO. 

Мнение экспертов

7

Аналитик группы FINAM Леонид Делицын отметил, что поведение акций на самом деле не связано с популярностью продукта или объемом его аудитории. "Поведение акций в первую очередь определяется тем, насколько они дороги в данный момент. И чего от них ожидают в будущем", — сказал эксперт. Он объяснил, что если использовать мультипликатор отношение стоимости к выручке, то в случае с Facebook до падения компания стоила в 17 раз больше, чем ее годовая выручка, а сейчас стоит в 14 раз больше. Также эксперт обратил внимание, что почти все акции, которые Facebook потеряла, она заработала, начиная как раз с мая. 

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Вадим Меркулов считает ситуацию вполне логичной: "Facebook достиг своего потолка и не может наращивать пользовательскую базу так же активно, как раньше. Рано или поздно это должно было случиться, но произошло на фоне еще не утихшего скандала по поводу утечки данных пользователей". По мнению эксперта, негативная реакция на новости соцсети будет недолгой, и ее бумаги начнут выкупать в ближайшие полтора месяца. Тем более что, по его словам, Facebook активно разработает новые проекты. 

"Социальные сети сегодня — это уже "не хайп", их стало много, они в разной степени эффективны, но в любом случае пик аудиторного времени и роста присутствия в них давно пройден. "Расти с нуля" было просто, "удерживать темы роста" — сложнее, а теперь вот (как и в любом взрослом проекте) приходится биться за удержание уже абсолютных аудиторных величин", — отметил глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. 

Генеральный директор CrosDigital Ольга Сивкова оценила негативное влияние на Facebook скандала с Cambridge Analytica: "для российского пользователя может быть не понятно, почему какая-то система аналитики может уронить такого гиганта как Facebook. Но на самом деле, последние несколько месяцев компанию трясет со всех сторон. С этим, кстати, связано недавнее изменение API Instagram — чтобы остановить доступ аналогичных компаний к ресурсам системы и данным о пользователях".

Управляющий директор инвестиционной компании "Норд-Капитал" Михаил Ханов объяснил, что означает такая бурная реакция на предостережения Facebook о замедлении роста: "Хочу обратить особое внимание, что если посмотреть на сам отчет за второй квартал, то цифры более чем достойные — чистая прибыль компании год к году выросла с $3,89 до $5,12 млрд. Но аналитики ожидали большего, а котировки рухнули сразу после того, как на звонке с аналитиками финдиректор компании Дэвид Вейнер признал, что темпы роста будут продолжать замедляться. Всего лишь "замедляться". Реакция инвесторов — минус 20%. Это говорит о размере раздутого пузыря на мировых рынках акций, особенно американского и китайского". 

 А Ольга Сивкова назвала падения после "плохой" статистики "обычным явлением на фондовых рынках, способом отреагирования инвесторов". Так что в дальнейшем возможна коррекция бумаг. 

Значение для пользователей

8

"Акции Facebook сказываются на пользователях не больше, чем акции наших мобильных операторов на стоимости связи. Мы (как пользователи — прим. ТАСС) ничего не знаем, что с ними происходит, и не интересуемся. Мы изолированы от всех проблем, которые будет испытывать Цукерберг", — объяснил Леонид Делицын. По мнению эксперта, больше неприятностей доставит отладка искусственного интеллекта, который будет модерировать соцсеть на предмет нарушений со стороны пользователей. 

"Для многих пользователей прошел эффект новизны соцсетей, когда они получили инструмент, с помощью которого можно связаться с любым человеком в мире. И сейчас многие начали ощущать негативные моменты максимальной открытости и распространения информации", — отметил начальник службы новых медиа телеканала "Россия" Антон Коробков-Землянский. Эксперт отметил, что эпоха Web 2.0 и формата максимальной публичности заканчивается. "Вопрос — сколько еще осталось? Потому что сейчас возникает все больший спрос на закрытость информации", — объяснил он. 

Сергей Плуготаренко тоже отметил, что "век соцмедиа, очевидно, проходит — на смену им приходят интегрированные коммуникационные сервисы. В том числе мессенджеры или что-то, что будет в ближайшее время построено на их основе. WhatsApp (Facebook владеет — прим. ТАСС) при этом никак видимо не интегрирован с точки зрения пользователя — ни с Facebook, ни с мессенджером Facebook, хотя именно такая интеграция могла бы добавить новые качества".

А Вадим Меркулов считает, что полностью отказаться от соцсетей пользователи уже не смогут, просто будущее за другими форматами — например, теми же мессенджерами.

Арина Раксина  

Теги:
США