31 июля 2018, 09:03,
обновлено 31 июля 2018, 10:29

Минэнерго предлагает компаниям льготы при использовании локализованных в РФ турбин

В частности, речь идет о возможности отсрочки ввода ТЭС без штрафов сроком до двух лет

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Минэнерго РФ в проекте постановления, утверждающего механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций, предусмотрело ряд преференций для компаний, которые будут использовать в своих проектах отечественное газотурбинное оборудование. В частности, речь идет о возможности отсрочки ввода ТЭС без штрафов сроком до двух лет, сообщил журналистам замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.

"В числе преференций - дали возможность двигать сроки ввода объектов без штрафа на два года", - сказал он.

"Не исключаю, что появятся новые преференции", - добавил Кравченко.

Еще одной мерой поддержки компаний, использующих отечественное оборудование при модернизации своих энергомощностей по новой программе, может стать временное смягчение условий локализации. В настоящее время объем локализации для компаний, желающих попасть в новую программу ДПМ (модернизации энергомощностей по договору поставки мощности, позволяющей снизить инвестиционные риски генерирующих компаний), установлен на уровне 90%. Минэнерго не исключает, что условия локализации энергооборудования могут быть смягчены в первые годы программы.

"[Может быть предложена] дифференциация по локализации, как в ДПМ ВИЭ сделано - в один год низкая, в следующий - более высокая", - рассказал Кравченко, отметив, что соответствующие предложения могут быть внесены Минпромторгом при изучении проекта постановления, утверждающего механизмы привлечения инвестиций в тепловую генерацию. Методологию определения степени локализации оборудования определит Минпромторг, добавил он.

В настоящее время в России нет собственных разработок и промышленного производства газовых турбин средней и большой мощности. При этом участие в новой программе модернизации предполагает обязательную замену либо котла, либо турбины станции.

Кравченко не уточнил, какую долю от общего числа проектов, которые могут попасть в новую программу ДПМ, составляют проекты по замене газотурбинного оборудования. "Речь идет о нескольких турбинах большой и средней мощности", - сказал замглавы Минэнерго.

Он добавил, что ведомству известно о планах российских машиностроителей по производству газовой турбины средней и большой мощности отечественного производства до 2024 года.

Новая программа модернизации энергомощностей

Минэнерго завершило работу над проектом постановления, утверждающим механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций, и направило его на согласование заинтересованным ведомствам, добавил Кравченко.

"Мы отправили на согласование федералам [федеральным ведомствам] проект постановления по модернизации. На следующей неделе начнем с коллегами более плотно работать, проводить согласительные совещания в случае, если будут разногласия. И планируем в соответствии с поручением Дмитрия Козака [вице-премьер РФ] к 15 августа документ представить в правительство", - сказал он.

Первый отбор проектов для включения в программу модернизации (за исключением проектов на Дальнем Востоке) планируется провести в ноябре этого года. Ввод объектов, отобранных в программу в этом году, должен быть осуществлен в 2022-2024 годах. Суммарная мощность проектов, отобранных в программу составит 11 ГВт.

В связи с проведением первого отбора проектов для включения в новую программу модернизации в ноябре, конкурентный отбор мощности (КОМ) в этом году будет проведен в декабре. Также впервые будет произведен отбор проектов с вводом на шесть лет вперед, а не четыре, как это делалось ранее.

О программе модернизации

Ранее министерство разместило проект постановления правительства, утверждающий механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций. Планируется, что до 2035 года в рамках новой программы будет модернизировано до 39 ГВт энергетических мощностей общей стоимостью не более 1,35 трлн рублей.

Разработанный механизм привлечения инвестиций в электроэнергетику предусматривает, в том числе возможность модернизации и нового строительства тепловых электростанций на Дальнем Востоке.

Модернизация "Русгидро"

Минэнерго РФ на данный момент поддерживает включение в программу модернизации тепловых станций двух объектов "Русгидро" на Дальнем Востоке из четырех предложенных компанией. Еще по двум министерство продолжает работу, сообщил журналистам замглавы ведомства.

"Из четырех два точно нужны - Хабаровская ТЭЦ и Артемовская ТЭЦ. Находятся в очень тяжелом состоянии и нужны для балансового состояния. Еще два [проекта] будем досматривать", - сказал он.

Ранее глава "Русгидро" Николай Шульгинов сообщил журналистам, что оценка инвестиций на модернизацию тепловых станций на Дальнем Востоке составляет 153 млрд рублей. Общая сумма платежей по ДПМ (договоров на предоставление мощности) с учетом доходности в размере 14% составит 300 млрд рублей.

В конце июня, после первой публикации проекта постановления, утверждающего механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых станций, Шульгинов отмечал, что для принятия окончательного решения о проектах для включения в новую программу его необходимо изучить и в случае принятия положительных решений "Русгидро" планирует модернизацию таких станций, как Артемовская ТЭЦ, Хабаровская ТЭЦ и Якутская ГРЭС-2.

Модернизация энергостанций на Дальнем Востоке

Минэнерго предлагает включить специальную надбавку на мощность для финансирования новой программы модернизации энергомощностей не только для потребителей европейской территории страны, Урала и Сибири, но и Дальнего Востока. 

"Финансирование будет осуществляться, мы предполагаем, за счет надбавки с потребителей первой (европейская часть России и Урала) и второй ценовой зоны (Сибирь) и потребителей Дальнего Востока. Это будет дополнительная надбавка", - сказал замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.

В настоящее время в цену мощности для потребителей первой и второй ценовых зон включена специальная надбавка на выравнивание энерготарифов на Дальнем Востоке. Сам регион не относится к ценовым зонам оптового рынка электроэнергии, поэтому тарифы на электроэнергию и мощность там регулируются государством. По той же причине предыдущая программа ДПМ (договор о предоставлении мощности, предполагающий возврата инвестиций с гарантированной доходностью) на Дальнем Востоке не реализовывалась.

Стоимость проектов на Дальнем Востоке, которые могут быть включены в программу, пока не определена, как и размер надбавки, которая будет начислена потребителям.

Критерии отбора

С учетом отсутствия конкуренции среди генерирующих компаний на Дальнем Востоке более 90% выработки электроэнергии на Дальнем Востоке обеспечивают компании группы "Русгидро". Проектом постановления, утверждающего механизмы привлечения инвестиций в модернизацию тепловой генерации, предусмотрен не конкурсный отбор проектов для из включения в программу, как на других территориях страны, а отбор проектов и их дальнейшее утверждение правительственной комиссией по развитию электроэнергетики.

"Для Дальнего Востока, поскольку это не ценовая зона, отбор будет осуществляться следующим образом - в данном случае речь идет фактически о замене старых станций на новые - у нас уже есть несколько проектов. Изначально будут отбираться проекты по основному критерию как невозможность дальнейшей эксплуатации этих объектов, но которые "Системный оператор" запрещает выводить из эксплуатации. После этого владелец проекта должен предоставить окончательную стоимость, затем правкомиссия принимает решение об утверждении этого проекта", - сказал Кравченко.

Он добавил, что Минэнерго заложило для реализации дальневосточных проектов по новой программе модернизации такую же базовую норму доходности - 14% - как и для проектов, реализуемых в первой м второй ценовых зонах. Однако министерство не исключает, что в процессе согласования проекта постановления с заинтересованными ведомствами размер доходности может быть снижен.

По словам Кравченко, механизм реализации новой программы модернизации на Дальнем Востоке требует принятия отдельного федерального закона. В результате отбор дальневосточных проектов для включения в программу модернизации может быть произведен в следующем году, а не в этом, как для проектов, реализуемых на европейской части России, Урале и Сибири.