22 ОКТ, 13:59 Обновлено 15:01

Минфин: снижение акцизов на топливо и дальнейшая корректировка демпфера не помогут рынку

Глава департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов считает, что введение заградительной пошлины на нефтепродукты "убьет нефтепереработку"

МОСКВА, 22 октября. /ТАСС/. Минфин РФ считает невозможным снижение акцизов на топливо и дальнейшую корректировку демпфирующего механизма в налоговом маневре для стабилизации внутренних цен. А введение заградительной пошлины на нефтепродукты "убьет нефтепереработку", заявил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Вместе с тем Минфин рассчитывает, что цены на нефтепродукты не вырастут выше инфляции ни в конце 2018 года, ни в 2019 году.

"Я искренне верю, что ситуация с внутренними ценами будет стабилизирована и какого-то экстраординарного роста выше инфляции не произойдет ни до конца этого года, ни в следующем году", - сказал Сазанов.

Какие меры обсуждаются

Вице-премьер Дмитрий Козак 24 октября проведет совещание с нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов и возможной корректировке налогового маневра в нефтяной отрасли.

С 1 января 2019 года в России начинается завершение налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках этого механизма к 2024 году будет обнулена экспортная пошлина при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Снижение пошлин приведет к росту цен на сырую нефть для НПЗ и, как следствие, розничных цен на бензин.

Для сдерживания внутренних цен на топливо, в частности, предусмотрены демпфирующие механизмы. Например, государство будет компенсировать компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой. На 2019 год базовая цена бензина - 56 тыс. рублей за тонну, дизельного топлива - 50 тыс. рублей. Но в начале октября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил снизить базовые цены до 50,4 тыс. и 45 тыс. рублей соответственно.

"Снижение акцизов и корректировка демпфера больше не сработает, потому что дифференциал в ценах внутреннего рынка и на экспорт слишком большой. В этом случае перекупщики смогут покупать товар и увозить его на экспорт и зарабатывать на этом деньги. Поэтому дальше снижать акцизы или демпфер невозможно", - пояснил Сазанов.

Он напомнил, что демпфирующий механизм в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли заработает уже с 1 января 2019 года. "Это гораздо большая поддержка внутреннему рынку, чем есть сейчас", - подчеркнул Сазанов.

Он добавил, что прорабатываются различные варианты.

"Надо думать. В том числе у нас 5 олигополистов, надо с ними как-то разговаривать. Но дальше снижать акцизы или корректировать демпфер не сработает. "Прижимаете" цену, но поскольку дифференциал между внешней и внутренней ценой уже настолько велик, что заплатив акциз и экспортную пошлину и вывезя нефтепродукты, вы все равно заработаете 2-3 тыс. рублей на тонну", - пояснил Сазанов.

Обсуждаемые варианты он называть не стал.

"Компании нефтяные - будем с ними о чем-то договариваться. Но еще раз говорю: налоговые и экономические меры стимулирования - мы их исчерпали. Когда мы еще снизим демпфер, мы окончательно их исчерпаем, - сказал глава департамента Минфина. - Потому что товар уйдет на экспорт, соответственно, надо какими-то иными механизмами стимулировать их, не вводя заградительные экспортные пошлины".

Чем грозят заградительные пошлины

Введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов нецелесообразно, поскольку нанесет серьезный вред российской нефтепереработке, уверен Сазанов.

"Заградительная пошлина убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ. Я считаю, что вводить пошлину просто невозможно, потому что у вас снижается маржа теперь не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Поэтому это повлечет еще больше кризисных явлений в нефтепереработке, чем есть сейчас. Заградительные пошлины вводить, я считаю, нельзя ни в коем случае. Но это мое личное мнение", - сказал он.

Особенно остро это отразится на независимых НПЗ, подчеркнул глава департамента Минфина.

"ВИнК (вертикально интегрированные нефтяные компании - прим. ТАСС), конечно, выдержат, потому что за счет добычи могут дотировать нефтепереработку. Но независимые, которые покупают нефть с рынка, если им еще обрушить стоимость корзины нефтепродуктов на выходе, - они уйдут в отрицательную маржу переработки. Начнутся либо ремонты установок первичной переработки, что повлечет очаговые, локальные проблемы на внутреннем рынке. Поэтому экспортные пошлины вводить точно не стоит", - отметил Сазанов.

Цены на бензин

Весной этого года бензин в России начал стремительно дорожать на фоне роста цен на нефть и ослабления рубля. Для сдерживания цен правительство отменило повышение с 1 июля акцизов на бензин и дизельное топливо, а существующая ставка была снижена - на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно.

Правительство также договорилось с нефтяными компаниями о "заморозке" цен на топливо на уровне конца мая и увеличении поставок на внутренний рынок, пообещав повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, если бензин продолжит дорожать.

Однако как только российским властям удалось остановить рост цен на бензин, встал вопрос о ценах в следующем году, после повышения топливных акцизов и НДС.

По мнению Счетной палаты, оба этих фактора приведут к резкому скачку цен на бензин и дизельное топливо, а правительству придется пойти на дополнительные компенсации нефтяникам, чтобы сдержать рост цен.

При этом, по мнению Счетной палаты, снижения акцизов на бензин с 1 июля оказалось недостаточно для компенсации опережающего роста цен, который накопился с начала года.

Ряд чиновников с таким утверждением не согласились. Так, первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов исключил скачки цен на топливо в России в следующем году. Министр энергетики РФ Александр Новак, хотя и назвал доводы Счетной палаты правильными, но подчеркнул, что бензин в 2019 году будет дорожать в пределах инфляции, так как в законодательстве уже предусмотрены необходимые механизмы, которые "позволяют демпфировать эти факторы".

А глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил об отсутствии рисков резкого удорожания бензина из-за повышения акцизов.

Однако позднее Орешкин отметил, что правительство на постоянной основе обсуждает проблему, связанную с динамикой цен на бензин на совещаниях у Козака, и ищет возможности для "смягчения" роста цен в 2019 году. По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, правительство сделает для этого все возможное.

Читать на tass.ru
Теги