26 ОКТ, 21:32 Обновлено 22:23

Банк России повысил прогноз по оттоку капитала в 2018 году

Центробанк также понизил прогноз на 2019-2021 годы

МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Центробанк повысил прогноз по оттоку капитала в 2018 году до $66 млрд с 55 млрд и понизил на 2019 год до $25 млрд с 27 млрд. В 2020 году регулятор ожидает снижения до $15 млрд с 18 млрд, а в 2021 году - до $14 млрд с 18 млрд. Об этом говорится в "Основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 2019-2021 годы".

В сентябре Банк России повышал прогноз по оттоку капитала из РФ в 2018 году до $55 млрд с 30 млрд, а на 2019 год - до $27 млрд, на 2020-2021 годы - до $18 млрд.

По итогам девяти месяцев 2018 года, согласно данным Банка России, чистый отток капитала частным сектором вырос в 2,3 раза по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и достиг $31,9 млрд. Годом ранее отток капитала из России за этот период составлял $13,7 млрд.

По итогам 2017 года чистый отток капитала из России вырос в 1,6 раза по сравнению с 2016 года и составил $31,3 млрд. По данным регулятора, основным источником чистого вывоза капитала в прошедшем году являлись операции банковского сектора по сокращению внешних обязательств.

Прогноз по росту кредитования экономики РФ

Центробанк также повысил прогноз по росту кредитования экономики РФ в 2018 году до 13-15% с 11-13%, отмечается в докладе. Регулятор не изменил прогноз роста кредитования экономики на 2019-2021 годы, оставив его на уровне 7-11%, 7-12% и 7-12% в 2019-м, 2020-м и 2021-м годах соответственно.

Также Банк России повысил прогноз по росту кредитов населению на 2018 год с 19-22% до 21-24%, кредитов юридическим лицам - с 8-10% до 10-12%.

В начале октября глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявляла, что Банк России рассчитывает на дальнейший рост кредитования экономики, а контролируемая инфляция позволит снижать ставки по кредитам. Зампред ЦБ Василий Поздышев в свою очередь сообщал, что за январь-сентябрь кредитование экономики РФ выросло на 4,7 трлн рублей и превысило 47,1 трлн рублей.

Профицит ликвидности банков

Банк России ожидает в базовом сценарии профицит ликвидности банковского сектора на уровне 3,8 трлн в год к концу 2021 года.

"На трехлетнем горизонте ожидается сохранение профицита ликвидности. В дальнейшем его значение в базовом сценарии составит 3,8 трлн рублей к концу 2021 года, в сценарии с неизменными ценами на нефть - 3,0 трлн рублей", - говорится в докладе. Эти оценки рассчитаны исходя из основных параметров макроэкономического прогноза Банка России, с учетом бюджетных проектировок Минфина.

Влияние пенсионных изменений на ВВП

В докладе отмечается, что пенсионные изменения в России дадут дополнительное ускорение темпов роста ВВП на уровне 0,1 п. п. в 2019 году и 0,2-0,3 п. п. в 2020-2021 годах. 

"Дополнительное ускорение роста ВВП будет умеренным с учетом того, что производительность труда сотрудников старших возрастных категорий немного ниже, чем средний уровень производительности в экономике. По оценкам Банка России, оно составит около 0,1 п. п. в 2019 году и 0,2-0,3 п. п. в 2020-2021 годах", - отмечается в документе.

При этом регулятор отмечает, что увеличение численности занятых лиц предпенсионного возраста "окажет сдерживающее влияние на рост заработной платы вследствие увеличения предложения труда".

"Дополнительный вклад в это внесут меры правительства Российской Федерации по поддержанию занятости лиц предпенсионного возраста, повышению человеческого капитала и мобильности трудовых ресурсов. Таким образом, увеличение пенсионного возраста, сопровождаемое указанными мерами правительства Российской Федерации, не будет оказывать повышательного влияния на инфляцию", - подчёркивается в документе.

Рублевые депозиты 

В докладе ЦБ отмечается, что объем рублевых депозитов населения на 1 октября вырос на 9,9% по сравнению с аналогичной датой 2017 года, средства физлиц в валюте сократились 7,3%. 

"В целом объем рублевых депозитов населения на 1 октября 2018 год увеличился на 9,9% по сравнению с той же датой предыдущего года. При этом на начало октября 2018 года валютные депозиты населения (в долларовом эквиваленте) сократились на 7,3% по сравнению с началом октября 2017 года. Сохранение интереса к вложениям в рублевые активы оказывало поддержку норме сбережений", - говорится в документе.

Регулятор также подчеркнул, что снижение объемов рублевых депозитов в августе-сентябре было связано с "локальным сокращением реальных доходов населения, вызванным в том числе снижением прочих доходов, включая скрытые доходы и доходы от продажи валюты".

Ранее зампред Банка России Василий Поздышев заявлял, что регулятор считает краткосрочным снижение объемов вкладов населения. По словам Поздышева, оно связано в том числе с медийным эффектом новостей о курсе рубля.

Решение об отложенных покупках валюты

В ЦБ отметили, что решение об отложенных в 2018 году покупках валюты для Минфина на внутреннем рынке будет приниматься отдельно, с учетом обстановки на финансовых рынках и после возобновления регулярных покупок.

"Решение о возобновлении регулярных покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках механизма бюджетного правила, приостановленных до конца 2018 года, будет приниматься с учетом фактической обстановки на финансовых рынках. Решение об отложенных в 2018 году покупках будет приниматься отдельно после возобновления регулярных покупок", - отмечает регулятор.

По данным ЦБ, "исключительно для целей модельного расчета основных сценариев макроэкономического прогноза" регулятор использует допущение об осуществлении отложенных в 2018 г. покупок равномерно в течение всего прогнозного горизонта - 2019-2021 годов

ЦБ из-за волатильности на рынке и резкого ослабления рубля из-за санкций США в августе объявил о прекращении закупок валюты для Минфина в рамках бюджетного правила до конца 2018 года. Вместо операций на внутреннем рынке валюта будет напрямую закупаться Казначейством у ЦБ. При этом ЦБ пообещал не покупать валюту для Минфина на бирже в текущем году даже при укреплении рубля.

Влияние налогового маневра на инфляцию и ВВП РФ

В ЦБ считают, что реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли окажет небольшое влияние на инфляцию и динамику ВВП РФ в прогнозном периоде.

"По оценкам Банка России, вклад налогового маневра в годовую инфляцию в 2019 г. составит около 0,1 п. п. в базовом сценарии. В 2020 г. на фоне снижения мировых цен энергоносителей он может выйти в отрицательную область, в 2021 г. в условиях отсутствия значимых колебаний цен на нефть вклад в годовую инфляцию составит около 0,2 п. п. и будет определяться заложенным в проектировки Минфина изменением параметров налогового маневра", - отмечает регулятор. Влияние налогового маневра на темпы экономического роста на прогнозном горизонте, по оценкам Банка России, будет "незначительным".

В рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли с 2019 по 2024 год будет обнулена экспортная пошлина на нефть при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых. Снижение пошлин приведет к росту цен на сырую нефть для нефтеперерабатывающих заводов и, как следствие, розничных цен на бензин.

Для сдерживания внутренних цен на топливо, в частности, предусмотрены демпфирующие механизмы. Например, государство будет компенсировать компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой.

Прогноз по средней цене нефти Urals

ЦБ повысил прогноз по средней цене барреля нефти Urals до $72 с $69 в 2018 году, до $63 с $60 в 2019 году. В 2020-2021 года она прогнозируется на уровне $55 за баррель.

"В базовом сценарии Банк России <...> закладывает устойчивый экономический рост в странах - торговых партнерах, постепенную нормализацию денежно-кредитной политики в развитых экономиках и плавное снижение цен на нефть с текущего уровня свыше $70 баррель до $55 за баррель в 2020-2021 годах", - говорится в документе.

Такая траектория цен на нефть может сложиться под влиянием постепенного сворачивания договоренностей стран - экспортеров энергоресурсов об ограничении добычи нефти, смягчение параметров которых уже было начато в середине текущего года, а также устойчивого расширения предложения сланцевой нефти, отмечает ЦБ. "При этом в условиях действия бюджетного правила снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на экономику", - говорится в документе.

Средняя цена нефти марки Urals в январе - сентябре 2018 года выросла на 39,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года - до $70,61 за баррель.

В закон о государственном бюджете РФ заложен переход с 2018 года на новое бюджетное правило. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться в резервы, а не на расходы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель и подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года.

 

Читать на tass.ru
Теги