МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Достигнутое в среду соглашение между правительством и нефтяниками по стабилизации цены бензина и дизеля по сути ввело государственное регулирование стоимости топливо как минимум до 31 марта 2019 года. Тем самым государство предотвратило возможность резкого роста цен в следующем году, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Крупнейшие нефтяные компании обязались зафиксировать оптовые цены на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца 2018 года, а в следующем году индексировать его не выше инфляции. Уже с 1 ноября ряд нефтяных компаний заявил о снижении оптовых цен. Стоимость бензина и дизельного топлива упала также в ходе биржевых торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Эксперты считают, что в результате соглашения нефтяные компании и правительство по сути сохранили текущий уровень цен на бензин и дизель, а в 2019 году рост, скорее всего, останется в пределах инфляции. При этом основные издержки возьмут на себя крупные нефтяные компании, а НПЗ и АЗС так и будут находиться на грани рентабельности, сдерживая рост цен.
Кто возьмет на себя издержки
Компенсация убытков переработки и сбыта внутри вертикально-интегрированных нефтяных компаний будет достигнута за счет сегмента добычи, однако аналогичного ресурса у независимых игроков рынка нет, считает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.
"АЗС теряют на каждом проданном литре дизельного топлива 2 рубля и не смогут долго существовать в таких условиях. Такая ситуация сохранится до конца года, пока не будет введен демпфирующий механизм (обратный акциз, который вернет нефтяникам часть упущенной выгоды от экспорта нефтепродуктов - прим. ТАСС). Он не только компенсирует повышение акцизов и НДС, но и минимизирует убытки НПЗ при продаже топлива на внутреннем рынке", - рассказал он.
Аналитик "Финама" Алексей Калачев заметил, что принятое решение фактически устанавливает ручное управление рынком. "Если ты начинаешь регулировать одно, постепенно тебе придется регулировать все. Это не очень хороший сигнал для рынка", - добавил он. На его взгляд, крупные вертикально-интегрированные компании предпочли сами дотировать производство бензина для внутреннего рынка, чтобы не терять выгоды от экспорта нефти.
В свою очередь старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Колпаков назвал меры правительства по сдерживанию цен довольно странными, так как, на его взгляд, они создают слишком сложную систему регулирования. "Если разобраться, то сейчас оптовая цена регулируется государством, акцизы тоже, как уже и конечная цена. Маневр для конкуренции остается минимальным. Соглашение, которое мы получили, это проявление всей мощи госрегулирования", - заметил он.
Судьба независимых
Крупные компании в состоянии компенсировать низкую доходность НПЗ и АЗС за счет добывающей отрасли, чего нельзя сказать о независимых производителях, у которых нет добывающих активов, считают эксперты.
"С независимой переработкой ситуация подвешена, и, действительно, им тяжелее. В теории механизм обратного акциза должен снизить давление на НПЗ. Сейчас им не остается ничего другого, кроме как продержаться эти два месяца (ноябрь-декабрь, то есть до момента начала работы компенсирующего механизма - прим. ТАСС)", - сказал Колпаков.
Тем не менее независимые НПЗ могут поднять вопрос о фиксировании цены нефти, поступающей на заводы. Это может стать новым витком переговоров между правительством и компаниями, считает Калачев.
Что касается независимых АЗС, то опрошенные ТАСС эксперты признают, что такие АЗС все-таки получили минимальную маржинальность и будут способны держаться на плаву.
Другое мнение у президента "Независимого топливного союза" Павла Баженова. Он считает, что достигнутые договоренности никак не поменяли ситуацию на рынке для независимых. "Обычно учитывается какой-то баланс интересов и компромиссов, а тут решения носили более уведомительный характер. Маржинальность в 2,7 тыс. рублей за тонну (эту цифру в среду называл вице-премьер Дмитрий Козак - прим. ТАСС) не покрывает даже текущие убытки", - добавил он.
Можно ли снизить акциз
Эксперты не смогли объяснить, почему государство не пошло более простым путем регулирования рынка - снижением акциза на бензин и дизель или введением гибкого акциза, что ранее предлагала ФАС.
"Логики какой-то я не вижу. В конце концов, дорожные фонды (наполнение которых зависит от размера акцизов - прим. ТАСС) можно дотировать. Акцизы - логичный механизм регулирования, зачем пошли по пути ручного регулирования - не ясно. Но чем дальше в лес, тем будет больше регулирования, к сожалению", - отметил Калачев.
Колпаков согласился со своим коллегой. На его взгляд, для правительства рост акцизов и наполнение через них дорожных фондов стало аксиомой, как и поддержание низкого уровня инфляции.
При этом эксперты подытожили, что риск роста цен на бензин и дизель в 2019 году практически отсутствует. Другое дело, что пока непонятно, как в будущем будет выстроена фискальная система нефтяной отрасли и сохранится ли ручное регулирование, или же будет найден какой-то другой механизм.