Все новости

Росатом в начале 2019 года может предложить территории в РФ для размещения малых АЭС

По словам главы госкорпорации Алексея Лихачева, речь идет о первом квартале года

МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Госкорпорация Росатом в первом квартале 2019 года рассчитывает представить правительству перечень территорий в России, пригодных для размещения малых атомных электростанций, сообщил журналистам глава Росатома Алексей Лихачев.

"Есть поручения президента - не нам, а правительству - внести предложения по размещению неких референтных блоков малых станций в Российской Федерации. Мы это сейчас поручение отрабатываем, мы сами его инициировали. Думаю, что в первом квартале мы сформулируем и предложим правительству возможность размещения малой станции в Российской Федерации", - сказал он.

Лихачев также отметил, что и ряд зарубежных партнеров интересуются реализацией такого проекта на своей территории.

По словам главы Росатома, в настоящее время есть спрос на малые модульные станции. "Целый ряд наших подрядчиков ставят вопрос о малой станции. О малой модульной станции, где скажем с шагом в 50 МВт, может быть с шагом в 100 МВт, можно идти и набирать эти мощности под конкретные конфигурации. Причем и те страны, которые с нами уже достигли соглашений по крупным блокам, и те страны, которые сейчас приходят вновь на переговоры, - они все этот вопрос ставят", - сказал он.

Ранее сообщалось, что госкорпорация "Росатом" и правительство Республики Саха (Якутия) в рамках Восточного экономического форума осенью 2018 года подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере строительства атомных электростанций малой мощности.

Также в сентябре этого года Лихачев в рамках 62-й Генеральной конференции МАГАТЭ сообщил журналистам, что видит все больший интерес партнеров к строительству атомных станций (АЭС) малой мощности.

Планы по Севморпути

Лихачев рассказал, что Росатом, который наделен полномочиями по развитию Северного морского пути (СМП), в первом квартале 2019 года планирует внести в правительство проекты нормативно-правовых актов, которые распределят обязанности между госкорпорацией и Минтрансом в вопросах развития СМП.

"Закон впрямую многие вопросы не урегулирует, необходимо будет в течение первого квартала нам внести, они у нас готовы, проекты нормативных актов, где уже четко будут распределены обязанности между Минтрансом и Росатомом. Это острая точка была в ходе дискуссии", - сказал он.

В декабре Госдума приняла закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Севморпути. Согласно документу, Росатом будет определять подведомственное предприятие, уполномоченное согласовывать разрешение на плавание судов в акватории Северного морского пути. Он будет также от имени РФ заключать концессионные соглашения в отношении объектов инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути. Кроме того, он будет проектировать и строить здания, том числе сооружения повышенного уровня ответственности, включая объекты капитального строительства, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, расположенного на побережье акватории Севморпути.

Лихачев выразил надежду на то, что Совет Федерации на этой неделе примет окончательное решение по закону. Он также отметил, что в ходе доработки законопроекта о наделении Росатома полномочиями по развитию СМП документ "стал только лучше, стал понятнее, точнее, хоть и подразумевает отсылку большого количества норм и решений на уровень правительства".

"Нынешнее руководство Минтранса, на мой взгляд, здраво смотрит на жизнь и понимает прекрасно, что Росатом никогда не будет претендовать ни на роль регулятора, ни на роль контролера, а именно инфраструктурного оператора, который на базе своих ледокольных мощностей готов заниматься и другими вопросами развития материальной базы Арктики", - добавил Лихачев.

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, "Ямал СПГ", Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре - руд и угля).

В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн т. К 2020 году планируемый прирост мощности портов Арктического бассейна составит около 40 млн т (за счет уже реализуемых проектов в портах Сабетта и Мурманск).

Сотрудничество с Саудовской Аравией

Говоря о зарубежном сотрудничестве, Лихачев сообщил, что госкорпорация прошла в следующий этап конкурсных процедур на право строительства АЭС в Саудовской Аравии, но не рассчитывает на скорое подведение итогов тендера. "В Саудовской Аравии мы перешли, вместе с другими, правда, странами в фазу "В". Послушно готовим все документы, участвуем во всех процедурах по строительству двухблочной крупной станции", - сказал он.

"События развиваются. По моей оценке, будут развиваться медленно", - добавил Лихачев.

Как сообщал ТАСС глава Росатома в ходе Российской энергонедели в октябре 2018 года, госкоропорация рассчитывает, что итоги конкурса на строительство АЭС в Саудовской Аравии будут подведены в 2020 году.

Росатом в феврале 2018 года подал заявку на участие в тендере на строительство двух атомных энергоблоков в Саудовской Аравии. В июле на сайте региональной сети Росатома по Ближнему Востоку и Северной Африке появилась информация, что госкорпорация вошла в шорт-лист для прохождения следующего этапа конкурса на строительство атомной электростанции в Саудовской Аравии.

Ранее сообщалось, что Саудовская Аравия, объявившая тендер на строительство первой АЭС в стране, рассчитывает, что итоги будут объявлены в этом году.

Сотрудничество с Китаем

По словам главы Росатома, госкорпорация гготовит контракты на третий и четвертый блоки новой АЭС в Китае - "Сюйдапу". "ВВЭР-1200 на площадке Сюйдапу в качестве третьего и четвертого блока будет законтрактован, и начнется работа по его размещению в ближайшие уже месяцы", - сказал он.

Лихачев также напомнил, что к настоящему времени уже законтрактованы (подписаны контракты на строительство) седьмого и восьмого энергоблоков на Тяньваньской АЭС, также сооружаемой в Китае.

"Можно сказать, что мы поставили точку в реализации второго этапа Тяньваня - третий блок сдан заказчику, четвертый - работает в режиме энергопуска, дает энергию в сеть, но еще необходимый набор испытаний должен пройти. У нас нет сомнений, что они пройдут вовремя, эффективно. Вообще по Тяньваню мы идем с определенным опережением, что дало нам возможность серьезно перебросить мостик не только в (блоки) 7 и 8 Тяньвань, но и в новую площадку", - сказал глава Росатома.

В июне 2018 года Росатом с китайскими партнерами подписали рамочный контракт о серийном сооружении энергоблоков АЭС "Сюйдапу" в КНР. На площадке этой АЭС планируется строительство двух энергоблоков российского дизайна с реакторами ВВЭР-1200. Документ предусматривает в будущем возможность сооружения новых блоков.

Кроме того, 6 ноября инжиниринговый дивизион госкорпорации "Росатом" (АО ИК АСЭ) и предприятия корпорации CNNC на полях выставки China International Import Expo в Шанхае подписали четыре исполнительных контракта по проектам сооружения новых блоков Тяньваньской АЭС - блоки N7 и N8. Это позволяет госкорпорации начать разрабатывать документацию технического проекта и вести переговоры по заключению генерального контракта на строительство седьмого и восьмого блоков Тяньваньской АЭС.

Тяньваньская АЭС - самый крупный объект российско- китайского экономического сотрудничества. Первый и второй энергоблоки запущены в 2007 года Энергопуск третьего блока состоялся в декабре 2017 года, четвертого - в октябре 2018 года.

Протокол о сотрудничестве в сооружении седьмого и восьмого энергоблоков Тяньваньской АЭС был подписан в начале июня 2018 года.